Вернуться на главную страницу Радиовещательные технологии Создай свое радио! (Create your own radiostation!)
Radio Broadcasting Technologies Ltd.
Содержание

DRM — Digital Radio Mondiale — in Russia

На главную страницу раздела

DRM для радиовещателей:
Что это такое, кому это выгодно, для чего нужно и с чем его едят

Часть 1. Маркетинговые аспекты


Журнал BROADCASTING
№1 за 2011 г., стр. 33-35
Сергей Комаров
генеральный директор
ООО «Радиовещательные технологии»

Во вступительной статье к каталогу «Радиовещательное оборудование — 2010» Сергей Комаров, Рашель Ставиская и Валерий Николаев уже обозначили задачи, стоящие перед радиовещательной отраслью в лице Министерства связи и РТРС по введению в России цифрового наземного радиовещания системы DRM в соответствии с реализацией Распоряжения Председателя Правительства РФ № 445. Теперь настало время рассказать, что это такое для тех, кому собственно и предстоит использовать эту технологию в своем непосредственном бизнесе.

Сначала — конспективно.

DRM1 — новый продукт для государства, радиовещателей и слушателей!

  1. DRM — цифровое коротковолновое радиовещание пространственной волной, обеспечиваающее с одного радиопередатчика радиус зоны покрытия от 300 до 700 километров.

  2. DRM — не имеет зоны теней от складок местности и высотных зданий, поскольку радиоволна к приемнику приходит сверху, из ионосферы или с верхних слоев тропосферы.

  3. DRM — обеспечивает качество вещания такое же, как в MP3 плеерах.

  4. DRM — помимо звукового канала имеет канал текстового сопровождения, позволяющий отображать на дисплее мультисистемного цифрового радиоприемника и автоматически запоминать в пользовательской памяти информацию, неспецифичную для слухового восприятия, такую, как: номера телефонов, почтовые и электронные адреса, адреса сайтов, рецепты кулинарных блюд, программы телепередач, частотные расписания радиостанций иновещания, гороскопы, расписания автобусов и поездов...

  5. DRM — имеет интерактивный канал, позволяющий слушателям активно участвовать в радиоиграх, опросах и голосованиях, отвечая на варианты вопросов, представленных на экране дисплея радиоаприемника, а также участвовать в викторинах и розыгрышах, отправляя собственные ответы в виде СМС непосредственно с клавиатуры мультисистемного радиоприемника.

  6. DRM — представляет возможность радиовещателям рекламировать товары и услуги единомоментно на целый федеральный округ, включая, как городских слушателей, так и деревенских в отдаленных районах, с одинаковым качеством звучания на всей территории.

  7. DRM — имеет возможность накрывать вещанием те территории страны, где ранее никакого радиовещания не было.

  8. DRM — использует мультисистемные цифровые интерактивные радиоприемники, позволяющие принимать сигланы радиостанций АМ, FM, DRM во всех существующих радиовещательных диапазонах.

  9. DRM — не нуждается в новом частотном планировании и занимает в эфире такую же полосу, как и АМ радиостанции.

  10. DRM на коротких средних и длинных волнах — это принципиально монофоническое вещание. Лишь в этом случае оно укладывается в существующее всемирное частотное планирование, как для АМ радиостанций. Однако, стандарт DRM позволяет передавать и стерео, но в этом случае сигнал в эфире будет занимать двойную полосу и потребуется новая процедура международного распределения радиочастот.

  11. DRM — позволяет крупным промышленным корпорациям и холдингам, ведущим свою деятельность на всей территории страны, иметь корпоративные радиостанции, вещающие на всю территорию их деятельности. К примеру: РЖД, Газпром, крупные авиакомпании, морские и речные судоходные компании; - это безусловно будет служить активизации их бизнеса и увеличению качества предоставляемых услуг.

  12. DRM — позволяет производителям массового бытового радиооборудования освоить выпуск новых товаров (линейки цифровых мультисистемных интерактивных радиоприемников), чем создать новые рабочие места, расширить свое производство, увеличить скорость региональных оборотов капитала и тем самым, поднять экономику своих регионов.

  13. DRM — позволит разработчикам и производителям национальной элементной базы получить заказы, поднять и модернизировать свое производство.

  14. DRM — позволяет руководителям и администрациям субъектов федерации иметь радиокомпании, накрывающие вещанием полностью их регионы и тем самым иметь возможность единомоментно и оперативно обращаться ко всему населению своего региона.

  15. DRM — позволяет руководству страны эффективно модернизировать радиовещательную отрасль и обеспечить прием центральных радиопрограмм и программ радиостанций субъектов федерации всем населением страны.

  16. DRM — позволяет руководству страны посредством федеральной сети доставки радиопрограмм (имеется в распоряжении РТРС) формировать целевые радиопрограммы и обращения непосредственно к тем регионам и к тем слушателям, кто нуждается в оперативной государственной информационной поддержке.

Теперь подробно.

DRM вещание, как уже стало понятно из этих 16-и тезисов, может быть выгодно, помимо государства, как крупным компаниям, так и радиовещателям, имеющим крупные, разветвленные сети регионального вещания и имеющих коммерческий интерес доносить свою радиопрограмму до каждого жителя нашей страны.

Принципиально важный момент: DRM — это коммерческое радиовещание.

Новый маркетинг. Если при FM радиовещании в зону вещания, как правило, входил один город, в котором располагалась радиокомпания со своими студиями, радиопередатчиком и отделами продаж и продвижения, то в случае DRM в зону вещания попадут десятки крупных городов и тысячи населенных пунктов. Соответственно, радиовещателям потребуется разработать новую стратегию продвижения своей радиопрограммы и совершенно иную технологию продаж. Иным станет и контингент рекламодателей. И на начальном этапе продвижения не обойтись без федеральных телеканалов, участие которых в этой федеральной программе безусловно (я надеюсь) будет поддержано Федеральным Агентством по печати и массовым коммуникациям, чтобы не взваливать непосильный груз продвижения новой технологии радиовещания на частные радиокомпании, развивающие это государственно важное дело.

Промоушн акции. Поскольку все равно студия и передатчик разнесены на огромное расстояние, то не так уж и принципиально, в каком городе ее размещать. И в крупных городах, где у ГПКС или у других спутниковых операторов есть центры подъема программ на спутник, можно, к примеру, на День города или на другое крупное знаменательное событие развернуть выездную студию и вести прямой эфир непосредственно из Мэрии, Представительства Президента в Федеральном округе, или из иного публичного места, на котором будут проходить главные мероприятия, чтобы осветить их оперативно на всю территорию Федерального округа или на всю территорию деятельности учредителя радиокомпании, если она принадлежит крупной корпорации.

Продажа рекламы. До сегодняшнего дня рекламодателями на городских радиокомпаниях, вещающих в регионах, были в основном представители относительно мелкого местного бизнеса. На федеральных радио и телеканалах рекламировался крупный бизнес. А вот среднему бизнесу, ведущему свои дела не на всей территории страны, но и не замыкающемуся в рамках одного города, в общем-то и негде было рекламироваться. Либо собирай кучу городских радиокомпаний и держи для этого штат в отделе продвижения, либо переплачивай, рекламируясь в федеральных программах. С введением DRM вещания открывается возможность привлекать в рекламодатели представителей среднего бизнеса, серьезно влияющих на экономику целого региона. И это новый пласт рекламодателей, доселе не привлеченных в радиовещание.

Ориентируемся на менталитет. Федеральные радио и телеканалы, а также сетевые радиостанции (имеющие региональную сеть ретранслирующих партнеров) вещают на всю Россию и в своих программах не учитывают особенности населения и менталитет регионов и по этому в глубинке воспринимаются как «чужие». Городские FM радиостанции с местной программой ориентируются на свой город, считаются у слушателей «своими», доверие к ним выше, но масштаб региона или целиком Федерального округа им осознать не по силам. DRM радиостанции способны и призваны ориентировать свои программы именно на менталитет отдельных регионов, чтобы не только стать «своими» у всего населения региона, но и отражать интересы и особенности менталитета населения, проживающего в зоне вещания передатчика. Ну, и само собой разумеется, что ретранслирующих DRM радиокомпаний быть не может принципиально, и все DRM радиостанции — это радиостанции с собственной программой.

Технические особенности. Передатчик, используемый для DRM вещания имеет большую мощность (десятки киловатт, а на пиках и до сотен) и представляет собой целый технический комплекс, как правило, занимающий отдельное двухэтажное здание, находящееся в ведении РТРС, к которому подходит отдельная линия электропередачи. В силу того, что поблизости расположена и передающая антенна, и излучаются в эфир мощные электромагнитные поля, такие радиоцентры отнесены от городов в малонаселенную местность.

При работе преимущественно в нижней части КВ диапазона, может быть использовано ионосферное рассеяние и на радиоцентре должны быть установлены антенны зенитного излучения (излучающие вверх). В этом случае радиус зоны вещания составит 300-400 километров вокруг радиоцентра.

Если же нужна большая зона вещания, например, эллипс 800-900 на 1000-1200 километров, то передатчик нужно отнести от центра зоны на 1500-1800 километров и использовать антенны, излучающие под углом к горизонту в направлении потенциальной зоны вещания. Тогда отразившись от ионосферы под расчетным углом, радиоволны накроют большую зону вещания, чем в случае зенитного излучения. Но в этом случае, при суточном и сезонном изменении отражающей активности ионосферы, зона вещания будет немного смещаться по дальности.

При вещании отражением от ионосферы, необходимо, как минимум, дважды в сутки (день, ночь) и дважды в год (зима, лето) менять рабочие частоты вещания. Это необходимо делать в силу суточного и сезонного изменения отражающей способности ионосферы. Помимо этого, при вещании на отдаленные территории, для качественного приема необходимо в разное время суток использовать радиопередатчики, расположенные с разных сторон от зоны вещания по оси «запад-восток». Исходя из этих физических положений можно определить, где нужно разместить передатчик и какой канал подачи программы необходим для вещания вокруг себя или же для покрытия отдаленных территорий. В большинстве случаев, особенно при использовании нескольких передатчиков, потребуется спутниковый канал подачи программы. Впрочем, поскольку все равно покупать, устанавливать и эксплуатировать такие радиопередатчики в нашей стране под силу лишь одной организации — РТРС, то это их вопрос, и они прекрасно способны с ним справится.

Однако радиовещателям, при организации DRM радиокомпаний эти технические особенности необходимо учитывать. К примеру, отсюда следует, что в разное время на одной и той же частоте, но на разные территории могут работать разные радиостанции. То есть, при DRM вещании номинал рабочей частоты не может быть «маркой» радиостанции (и он, соответственно, не может быть прописан в лицензии), как при работе на FM.

Технологическая цепочка цифрового интерактивного радиовещания. Имеет прямой и обратный каналы. Сигнал прямого (вещательного) канала формируется в эфирной студии радиокомпании и имеет два потока: звуковой и текстовый. Через канал подачи программы, соединяющий студию с радиоцентром, сигнал поступает на кодер DRM сигнала, входящий в состав возбудителя передатчика. Туда же могут быть домешаны сигналы массового оповещения и сигналы персонального радиовызова и индивидуальных сообщений, которые КВ вещательным передатчиком могут быть доставлены на огромные территории, где не действует мобильная связь, что весьма актуально для России.

Обратный канал может быть организован с помощью операторов мобильной связи, действующих на территории вещания слушаемой радиостанции. Если же это отдаленные и малонаселенные районы, то с помощью операторов спутниковой связи. Разумеется, радиоприемники со спутниковым каналом обратной связи будут предназначены не для массового использования слушателями, а, к примеру, для экспедиций, геологических партий, для морских и речных судов, для автомобилей дальних рейсов, для радиоузлов в вагонах поездов дальнего следования, а также для специального применения. В случае комплектования такими радиоприемниками групп людей, работающих в экстремальных условиях или для экипажей вертолетов и самолетов, в качестве канала обратной связи может выступать и международная система поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. Таким образом, цифровой интерактивный радиоприемник может быть использован также как средство обмена оперативными сообщениями с абонентами расположенными на территории, где отсутствуют системы мобильной связи и на большом удалении от радиостанции.

Сигналы, обратной связи, принимаемые провайдером SMS услуг, предоставляются ведущему радиопрограммы в нескольких видах. При опросах общественного мнения — как обезличенная гистограмма распределения количества ответов слушателей по всем предложенным вопросам. При радиоиграх - в виде персонифицированных (по номерам радиоприемников) списков слушателей, выбравших правильный вариант ответа или по иному алгоритму, заданному правилами радиоигры. При отправке вопросов или высказываний слушателей ведущему или гостю студии — в виде ленты с персонифицированными текстами. Разумеется, ведущий эфира радиокомпании может командой со своего пульта разрешить отправку SMS сообщений (команда отрабатывается внутренним контроллером радиоприемника) на нужный интервал времени и по истечении его, запретить, чтобы не перегружать сети мобильной связи невостребованными потоками сообщений. Также, возможен автоматический опрос числа радиоприемников, находящихся в зоне вещания радиостанции и настроенных на ее частоту с помощью выдачи команды «слышишь-отзовись». При этом контроллер радиоприемника автоматически формирует бесплатное для слушателя SMS сообщение, число которых подсчитывается SMS провайдером и предоставляется ведущему радиокомпании. Чтобы при таких запросах не перегружать сети мобильной связи, каждый приемник, в соответствии с последними четырьмя цифрами своего персонального номера выполняет задержку отправки сообщения. Таким образом, достигается равномерное распределение потока передаваемых сообщений на заранее оговоренный отрезок времени. Последний режим позволяет проводить объективные измерения слушательской аудитории радиостанций и тем самым оперативно определять реальный рейтинг тех или иных радиопередач.



1 Аббревиатура DRM происходит от сокращения английского слова «Цифровой» — Digital, немецкого слова «Радио» — Radio, и французского слова «Всемирный» — Mondiale и расшифровывается как Цифровое всемирное радио.

Постановка задачи

Часть 1

Часть 2 Часть 3 Часть 4

Часть 5

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх