Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части

Сергей Комаров
генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии",
технический директор ЗАО "Эхо Москвы" *

Техническая концепция информационной радиостанции

Часть четвертая. Интерактив, интернет, радиоприемники.

     Эта статья полностью посвящена техническим методам продвижения (promotion) радиостанции на рынке и увеличению ее аудитории. Что же касается маркетинговых методов продвижения, то этот вопрос очень подробно рассмотрен на сайте "Радиовещательные технологии" в разделе "Раскрутка радиокомпании".

     Интерактив.

     Или, по-простому, обратная связь со слушателями. Про телефон в эфирной студии уже писалось. Однако это не все возможности телефона.
     Телефонное голосование. Некоторые крупные телефонные операторы могут предоставлять свои клиентам возможность проведения телефонных опросов.
     В эфире радиостанции объявляется вопрос с заранее заготовленными вариантами ответов. Для каждого варианта ответа называется телефонный номер, по которому надо позвонить. Аппаратура телефонного оператора регистрирует количество телефонных звонков, поступивших на каждый из объявленных номеров за указанный промежуток времени. После чего, эта информация в реальном времени предоставляется ведущему прямого эфира. Конечно, такие опросы общественного мнения нельзя назвать объективными. Искажения вносят социальный портрет слушательской аудитории радиостанции и социальный портрет звонящего слушателя. Но, тем не менее, для внесения живинки в выступления и как пища для новых вопросов и интерпретаций, эти результаты вполне пригодны.
     Существуют и другие средства связи, активно используемые в быту и обладающие большей оперативностью, чем телефон, в силу длительности дозвона.
     Обычный пейджер, подключенный к ноутбуку, снабженный нехитрой программой для вывода сообщений на экран и размещенный непосредственно перед ведущим прямого эфира, может оказаться гораздо более информативным, чем даже несколько телефонных линий в студию. Дело в том, что человек перед отправкой текстового сообщения на пейджер невольно формулирует свой вопрос, как правило, в сжатой и конкретной форме. Телефонные же разговоры в прямом эфире, при безусловной своей живости и эмоциональной привлекательности, зачастую менее информативны, чем сообщения с пейджера. Поэтому наличие и телефонных линий и пейджера в эфирной студии не являются дублирующими каналами, а взаимодополняющими в силу разных характеров приходящих сообщений.
     Телефон и пейджер — наиболее массовые средства коммуникации, используемые в прямом эфире. Помимо них существуют и другие виды связи, менее известные, тем не менее, весьма популярные в некоторых весьма значимых социальных группах слушателей.
     Частная CB — радиосвязь в диапазоне 27 МГц. Используется некоторыми автолюбителями для связи между автомобилями или между домашними и автомобильными радиостанциями, а также владельцами некоторых торговых сетей магазинов и палаток для связи центрального офиса с торговыми точками. Впрочем, CB связь (Си-Би, от американского Citizen's Band — гражданский диапазон) имеет гораздо большее число совершенно неожиданных применений. Некоторые каналы CB диапазона имеют специальное назначение. В этом диапазоне есть служба спасения, служба, сообщающая о пробках на дорогах... Есть и своеобразная "тусовка" желающих поболтать обо всем и ни о чем. Если Вы наладите контакты с этим социумом и заслужите уважение завсегдатаев и "авторитетов" этого диапазона, Ваша радиостанция может поиметь в их лице тысячи внештатных корреспондентов по всей стране, приносящих Вам оперативную информацию о событиях непосредственно в момент их происшествия. Правда, Вам для этого потребуется сделать специальную радиопередачу, чтобы общение было обоюдным. Поставить же у себя в редакции CB радиостанцию и вывести на крышу антенну для радиоинженера труда не составит. И это гораздо дешевле, чем сотовый телефон.
     Дополнительную информацию о радиосвязи на этом диапазоне можно почерпнуть здесь: www.alancom.ru/new_page_45.htm.
     КВ и УКВ радиолюбители с собственными приемопередающими радиостанциями. Этот социум гораздо более древний, чем CB и уходит своими корнями к дате изобретения радио. Имеет свой специфический стиль общения, интересы, систему ценностей и убеждений, свои клубы по всей стране и даже свой журнал — "Радио" (www.radio.msk.ru). Одна из радиолюбительских станций расположена в космосе на борту МКС. Первым оператором на ней стал космонавт Сергей Крикалев. Личные радиолюбительские позывные имеют довольно большое число людей в нашей стране и по всему миру, как правило, с разносторонними интересами. Два американских президента Дуайт Эйзенхауэр и Ричард Никсон имели свои позывные и регулярно работали в эфире. Король Иордании Хусейн тоже имел такое пристрастие. В настоящее время активно работает в эфире со своей личной любительской радиостанции король Испании Хуан Карлос.
     Очень интересный и весьма многочисленный социум.
     Автор серии этих статей также принадлежит к этому социуму, мало того, он даже член редколлегии журнала "Радио". Личный радиолюбительский позывной — UA3ALW. Правда, встретить меня в эфире можно очень редко. Не часто находится время включить радиостанцию и уйти в небытие для домашних, отдавшись звукам морзянки, голосам далеких корреспондентов, шорохам эфира и дав волю воображению...
     "Голос Америки", имеет собственную клубную радиолюбительскую станцию и поддерживает контакты с радиолюбителями всего мира. Позывной K3VOA. Есть в их эфире и соответствующие радиопередачи.
     Организовать при Вашей редакции любительскую радиостанцию, дело гораздо более хлопотное и дорогое, чем CB. Ничего не поделаешь, богатые традиции, специфический контингент, жесткие правила, свой язык.
     DX-ing — одна из разновидностей КВ радиолюбительства. Заключается в том, что люди выискивают в коротковолновом эфире сигналы далеких (от них) радиовещательных станций, записывают услышанное на магнитофон и сообщают этой радиостанции о том, когда и где ее сигналы были слышны. Своеобразная обратная связь. В ответ хотят получить официальное подтверждение факта радиоприема. Весьма специфическое занятие, тем не менее, это довольно многочисленная группа людей. Разумеется, у каждого из них имеется хороший профессиональный радиоприемник, и масса свободного времени. В русском Интернете они представлены сайтом: www.radio.hobby.ru.
     Все перечисленные виды обратной связи, так или иначе, используют при общении со слушателями эфирную трансляцию Ваших радиопрограмм. Но это не единственный способ общения с Вашей аудиторией.

     Интернет.

     Собственный сайт. Отражает в печатном виде информационную концепцию радиопрограммы. Все, что имеет популярность у целевой аудитории радиостанции должно быть здесь представлено. Если радио информационное, значит, на сайте должна предоставляться и оперативно обновляться информация. Технологически это выполняется просто. Листы новостей, прочитанных в эфире, отдаются оператору, обновляющему информацию на сайте. Если Вы используете безбумажную технологию производства новостей, то каждая подборка в электронном виде, прозвучавшая в эфире, обрабатывается оператором для печатного представления. Полагаю известным, что стиль и язык речи и стиль и язык письма, разные и представление информации на сайте в речевых оборотах, оптимальных для восприятия со слуха, равно как и наоборот, зачитывание в эфире "газетных" информационных сообщений, оптимальных для восприятия "с листа", весьма значительно снижает рейтинг либо сайта, либо радиопрограммы. И это надо обязательно учитывать.
     Бытует мнение, что журналист-информационник работает с информацией и с голосом. Увы, этого не достаточно. Журналист-информационник на информационной радиостанции должен в совершенстве владеть информацией, разговорным языком в тонкостях социальных групп целевой аудитории, различными языковыми стилями подачи информации и, наконец, голосом.
     Я пишу о тонкостях. Но именно "тонкостями" отличается 200-ый Mercedes от нашей "Волги", именно тонкостями отличается усилитель класса Hi-End от мегафона, именно тонкостями (образом мыслей) отличается преуспевающий бизнесмен от нищего. Именно тонкостями отличается богатая радиокомпания от убыточной.
     Но вернемся к Интернету. Оператор, осуществляющий наполнение информационной ленты Вашего сайта — журналист-газетчик, имеющий должность редактора и, соответственно, высшее журналистское образование. При круглосуточном вещании, должно быть не менее четырех смен. Интенсивность работы довольно высока: несколько раз в час стилистическая правка разговорного текста и все это в реальном времени и за экраном компьютера. Соответственно и зарплата у этих людей должна быть одного порядка с теми, кто создает новости и читает их в эфире.
     Помимо регулярно обновляющейся новостной ленты на первой странице сайта должны быть представлены в виде ссылок заголовки самых популярных радиопрограмм, рекламные места для коммерческих баннеров и внизу страницы счетчики и кнопки различных поисковых систем. Крайне желательно минимальное использование графических изображений на странице новостной ленты. Если новостная лента расположена на главной странице сайта, что весьма желательно для его популярности, то дизайн первой страницы должен быть выполнен по принципу "простенько, но со вкусом". Данное требование может противоречить пожеланиям журналистов и главного редактора, но с учетом технических особенностей российского интернета и состояния телефонных линий в нашей стране, оно непререкаемо и обязательно к исполнению. Если, конечно, Вы заботитесь о продвижении своей радиопрограммы, а не об удовлетворении авторских амбиций. Скорость загрузки страницы с информационной лентой должна превосходить аналогичную скорость ваших конкурентов.
     Вся информация первой страницы должна соответствовать спектру интересов целевой аудитории. Никакой лишней информации, никаких ссылок (кроме рекламных) уводящих посетителя с сайта, на первой странице не должно быть. Все, что касается информации о самой радиокомпании должно иметь на первой странице единственную ссылку "О компании". Открывающаяся при этом новая страница может отражать любую степень авторских амбиций, и полную волю дизайна и графики. Хотя, желательно, тем не менее, придерживаться общего стиля.
     Содержательная поддержка сайта и идеология его построения должны определяться главным редактором сайта. Желательно, чтобы главный редактор сайта имел в редакции статус заместителя главного редактора радиокомпании и помимо журналистики владел бы компьютерными и интернет-технологиями на уровне опытного пользователя.
     Что касается программной и дизайнерской поддержки сайта, то для этого надо заключить договор со специализированной фирмой за деньги. Бартерные отношения, как показала практика, дискредитируют радиокомпанию среди своей аудитории. А сайт — это лицо радиокомпании и о том, как он выглядит и поддерживается заботиться надо серьезно.
     Хостинг сайта должен быть реализован на территории провайдера. Это требование обусловлено многотысячной ежедневной посещаемостью. Желание иметь сайт у себя под рукой (на станции) приведет либо к его недоступности (техническому ограничению посещаемости), либо Вам самим придется стать провайдером.
     Для раскрутки и информационно-рекламной поддержки сайта в программе радиокомпании должна быть специальная радиопередача, посвященная интернету, его событиям, обзорам интересных сайтов... и коротенькие упоминания адреса своего сайта в течение дня в роликах саморекламы, в отбивках радиопередач, на логотипе радиостанции...
     Для адреса сайта желательно зарегистрировать легко и однозначно произносимый домен второго уровня. Причем не столь обязательна краткость выбранного слова, сколько его легкая произносимость, понятность и смысловое отождествление с названием радиокомпании. При некоторых названиях радиостанции может оказаться вполне оправданным использование домена третьего уровня, как, например, у "Эха Москвы": www.echo.msk.ru.
     Html — текст и скрипт всех страниц сайта должен обеспечивать прямую адресацию и вхождение на любую из страниц и свободный уход с них средствами браузера. Никаких программных уловок для затруднения процесса ухода с сайта использоваться не должно. В результате использования таких приемов вы потеряете наиболее обеспеченных посетителей, которые дорожат своим временем.
     Наличие у радиокомпании собственного сайта позволяет организовать для его посетителей форумы для обсуждения оперативной информации, прозвучавшей в эфире, или конференции по более глобальным или "вечным" вопросам. Возможно также использование для обратной связи электронной почты и даже ICQ.
     Вещание в интернет. Должно быть реализовано в двух форматах — RealAudio и MP3. Оптимальная скорость потока — 16 kbps, в монофоническом режиме. "Кнопки" для прослушивания прямого эфира радиостанции должны быть размещены на главной странице сайта в ее верхней части (которая сразу видна в окне браузера при загрузке).
     Вещательный сервер, как и сайт должен размещаться у провайдера. При наличии сотен одновременных подключений для прослушивания эфира исходящий поток настолько велик, что размещение сервера на самой радиостанции (через выделенную линию) или у "слабого" провайдера технически не реализуемо. Весьма желательно иметь зеркало вещательного сервера на удаленной территории, где активность интернет-слушателей велика. Доставку радиосигнала к провайдеру проще всего осуществить разместив рядом с сервером обычный бытовой FM тюнер, снабженный внешней антенной. Антенна должна быть обязательно вынесена за пределы здания и установлена либо на его крыше, либо на внешней стене здания, обращенной к радиопередатчику (в случае, если сервер и тюнер располагаются на высоких этажах). В качестве антенны, оптимально использовать полноразмерный трехэлементный волновой канал, настроенный на частоту вещания, если Вы вещаете в УКВ или FM диапазонах. Возможно также брать сигнал вашей программы и со спутника, если Вы используете Ku-band. В случае же спутникового распространения программы в C диапазоне это может оказаться экономически нецелесообразным, хотя для удаленного зеркала, это может оказаться единственно реализуемым вариантом. Использование проволочных комнатных антенн, которыми комплектуются тюнеры при продаже, недопустимо, поскольку интерференционная картина поля внутри здания может сильно меняться от различных факторов (прошел человек, открыли окно с металлической рамой, поставили рядом еще один компьютер...) и это будет отражаться на качестве вещания, внося в него шипение и вплоть до полного пропадания сигнала. Использование компьютерных звуковых карт со встроенным тюнером тоже не желательно по причине их низкой избирательности и слабой помехозащищенности. Соединение антенны с тюнером должно быть выполнено согласованным радиочастотным кабелем и на входе приемника должен быть установлен 6-и децибельный согласованный аттенюатор, для гарантированной номинальной нагрузки кабеля.
     Я специально столь подробно описываю аналоговую радийную часть, поскольку, как правило, организацией Интернет радиовещания занимаются специалисты в области цифровых технологий, слабо знакомые с радиотехникой, с вопросами распространения радиоволн и с теорией длинных линий.

     Радиоприемники.

     Увлекшись процессом создания радиопрограммы, контактами в прямом эфире с "сильными мира сего", организацией рекламной службы продвижением и зарабатыванием денег, многие руководители радиокомпаний забывают, что технологическая радиовещательная цепочка не заканчивается на кончике Вашей передающей антенны. Ну, я даже и не имею в виду тех журналистов, которые считают, что технология радиовещания заканчивается у микрофона... Хотя, и такое бывает.
     Так вот. Технологическая цепочка радиовещания заканчивается ухом слушателя. И это добавляет в уже рассмотренную цепочку еще и радиоприемник, который у нашего слушателя должен быть. А для того, этот приемник надо сделать и не как-нибудь, а чтобы люди хотели слушать эти радиоприемники и покупали их. Вот и добавились в наше рассмотрение производители радиоприемников. И опять не все. При одной и той же стоимости одни приемники приятно звучат и их любят и с удовольствием слушают, причем иногда, целыми днями, не выключая, другие же выдают консервно-баночный звук; их слушают тоже, но лишь по необходимости, которая случается не часто. Не трудно догадаться, какие из них больше покупают.

     Эссе о звучании радиоприемника.

     Все, что создают журналисты любой радиокомпании вместе с корреспондентами, ведущими, со всеми выступающими, главным редактором, инженерами, техниками и всем советом директоров — это всего лишь сотрясения воздуха — звук на выходе радиоприемника.
     О! Ваше величество ЗВУК!!!
     В нашей жизни есть очень много различных источников звуков. От одних мы шарахаемся, другие терпим, третьи пропускаем мимо ужей, четвертыми наслаждаемся и платим за это деньги. В чем разница?
     У колебаний воздуха есть много составляющих:
     — уровень громкости,
     — динамический диапазон,
     — частотный спектр.
     Это объективные составляющие, которые можно измерить приборами, но, увы, хоть наши уши все это и слышат, воспринимаем мы звук не столько сам по себе, сколько его субъективные интерпретации, которыми наделяет его наш мозг. Мы придаем тем или иным колебаниям воздуха смысловое, эмоциональное или духовное содержание, которое по своему значению и влиянию на нашу жизнь гораздо важнее объективных составляющих.
     В свою очередь, специалисты в области нейролингвистического программирования (НЛП) утверждают, что по воздействию на человека эмоциональные и духовные интерпретации звука превосходят смысловые в пять с половиной раз! Хотя и смысл тоже важен.
     Наглядный пример: мы с удовольствием слушаем песни на иностранных языках, зачастую не понимая и не стремясь понять их смысла, разговорная же радиостанция на непонятном языке не привлекает нашего внимания.
     Наверное, теперь понятно, почему музыкальные радиостанции имеют гораздо большую популярность, чем разговорные — информационные. Пять с половиной раз — это много.
     По силе воздействия и, соответственно, по привлекательности, смысловая программа заведомо проигрывает эмоциональной. Можно ли информационной радиопрограмме, тем не менее, претендовать на высокий рейтинг, или, даже превзойти музыкальную? — Да, можно. Но не на эмоциях и не на личностном отношении ведущего к смыслу программы (это, кстати, есть нарушение законов информационного жанра и не прощается слушателями).
     Мы воспринимаем и интерпретируем звук не только сознанием, но и подсознанием. Как известно, восприятие на уровне подсознания имеет более сильное воздействие на аудиторию, чем смысловое или эмоциональное. Правда, этот тип восприятия имеет не столь быстрый отклик у слушателей как эмоции или информация, к тому же, он еще и социально избирателен.
     Полагаю известным, что каждая социальная группа имеет свой собственный стиль языка, свой собственный интонационный потрет (не эмоциональный, а именно интонационный), даже частота использования тех или иных слов из общего языкового набора, различна в различных социальных группах. Что касается возрастных социальных групп, то можно даже выделить объективные спектральные характеристики наиболее привлекательного тембра и они будут разными для мужчин и для женщин.
     К чему эти рассуждения? — Дело в том, что бытийные (духовные) состояния, типичные для каждой социальной группы, на уровне подсознания находят отклик в среде слушателей, резонируя (привлекая) тех из них, которые принадлежат к той же (или близкой) социальной группе, к которой принадлежит ведущий Вашей передачи. Или уж совсем просто, слушатель "залипает" на свое собственное бытие, на свой собственный спектр голоса, на свой собственный интонационный портрет если слышит (точнее, узнает) его у Вашего ведущего. Причем, вне зависимости от того, как слушатель сам к себе относится. Ему могут не нравится собственные бытийные состояния, он может нелюбить свой голос, свой тембр — это будет окрашивать его эмоциональные состояния, с которыми он будет слушать передачу. Но то, что он ее БУДЕТ слушать — вероятность очень высока. При возникновении бытийного отклика человек даже способен на довольно сложные поступки, для его сохранения. Например, "запав" на голос, доносящийся из радиоприемника, человек может сознательно опоздать на работу или, ошибившись телефонным номером, создать взаимоотношения и лично познакомиться с человеком, на другом конце провода.
     Бытийные состояния ведущего — это область его психологической подготовки, убеждений воспитания или происхождения, интонационный портрет — это фактическая, текущая принадлежность человека к той или иной социальной группе и, соответственно, к системе ценностей. И то и другое не предмет для подробного рассмотрения в технической концепции — это прерогатива Вашей кадровой и образовательной политики. Что же касается тембровой (спектральной) окраски — эта обективная характеристика звучания Вашей радиостанции может быть сформирована, как минимум, двумя способами1 и ориентирована на Вашу целевую аудиторию. Мало того, отдельные радиопередачи, ориентированные на различные интересы слушателей, должны иметь различную тембровую окраску. Чего уж говорить о том, что каждый ведущий должен иметь свой набор пресетов на голосовом (микрофонном) процессоре.

     Краткий исторический экскурс.

     Все, что было написано Выше, придумано не мной. Мастерству публичных выступлений и владению голосом учили и в древнем Египте, и в древнем Китае, разумеется, не всех. Но это хоть и корни, но слишком далекие. Есть гораздо более близкие.
     Устройства формирования речи для радиовыступлений появились в 30-ые годы прошлого века в Германии. Идеологом этих исследований был Йозеф Геббельс — вице-канцлер Германии, отец современной пропаганды. Звук, который надо было сделать "гипнотическим" для всего населения страны — голос Адольфа Гитлера. Фирма, которая взялась за эти исследования и успешно завершила их внедрением своих разработок в серийное производство — Telefunken.
     Судя по факту, исследования, разработки и внедрение удались. Динамическую обработку сигнала2 немцы размещали на передающей стороне, спектральную же, в основном, на приемной. Теплое бархатное звучание немецких радиоприемников конца 30-ых и начала 40-ых годов прошлого века, буквально, покоряло слушателей. Включив приемник утром, его не хотелось выключать до самого вечера. О таком успехе радиопропаганды можно было только мечтать!
     После 1945 года большая часть немецких радиозаводов была вывезена в СССР. Это нетрудно проследить, сравнивая немецкие довоенные радиодетали с отечественными послевоенными — многие из них похожи как две капли воды. Различаются только надписями. Вывозились и копировались радиоприемники. Немногие, наверное, помнят звучание наших приемников 50-ых годов, оно было во многом похоже на звучание немецких предыдущего десятилетия.
     Именно этим во многом была определена традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-ых выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться с "наркотическим звучанием", создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и граммпластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, даже устраивались танцы во дворах.
     В шестидесятые годы, когда немецкие радиолампы в трофейных радиоприемниках выработали свой ресурс, да появились и более современные радиоприемники в плоских корпусах с острыми углами и "правильной" амплитудно-частотной характеристикой, бархатное звучание стало отходить в воспоминания и забываться.
     Американцы в своих аналогичных исследованиях использовали другое размещение устройств обработки. И динамические и спектральные процессоры они расположили на передающей стороне, сделав массовые радиоприемники максимально простыми и дешевыми с линейной АЧХ. Именно это техническое решение нашло отражение в советских радиоприемниках, начиная с 60-ых годов. И чем дальше, тем больше линейная частотная характеристика возводилась в культ. Идеально правильное и вместе с тем "никакое" звучание радиоприемников 70-х, 80-х годов никого уже не волновало. Развитие телевидения отодвинуло радиовещание с первых ролей в советской пропаганде и таковым оно и оставалось до начала 90-х, когда появились первые музыкальные коммерческие радиостанции. С ними пришли в наше радиовещания и устройства динамической, спектральной и психоакустической обработки. Следуя американской идеологии, эти устройства располагаются на передающей стороне. Чему в полной мере способствует принятая в конце 50-х годов прошлого века идеология ВВВ (высокой верности воспроизведения), переименованная позднее в Hi-Fi и реализованная в широко распространенных советских радиоприемниках и музыкальных центрах. Бархатность и теплота звучания радиопередач опять оказалась невостребованной.
     Тем не менее, тембр звучания старых "телефункенов" был выверен для максимального воздействия на социальные группы успешных людей, выросших в немецком демократическом обществе и уверенных в завтрашнем дне, имеющих средний и высокий уровень доходов и принимающих ответственные решения. Именно на таких людей в первую очередь, была рассчитана фашистская пропаганда в Германии в конце 30-х годов. Понравилось это тембровое воздействие и победителям (особое духовное состояние), судя по возникшей традиции слушать трофейные радиоприемники целыми днями не выключая, причем не только у себя дома, но и во дворах.

     Радиотехнические особенности разговорного радиовещания.

     Спектр человеческого голоса простирается от басов (около 60 Гц) и до обертонов высоких женских и детских голосов, простирающихся до 7-и, 8-и килогерц. Учитывая также и положение, что "радио без музыки не бывает", для разговорных радиостанций вполне достаточен частотный диапазон 60-10000 Гц. А то, что источник человеческого голоса локализован в одной точке, обуславливает достаточность для разговорного вещания монофонического радиотракта.
     Оба этих положения удовлетворяют первой категории качества радиовещательных сигналов и могут быть реализованы при местном АМ радиовещании на средних, и коротких волнах. На последних — при отсутствии дальнего прохождения и помех от мощных удаленных радиостанций. Использование УКВ (FM) диапазонов, обеспечивающих стереофоническое вещание по высшей категории качества, для информационного радиовещания, с технической точки зрения, является явно избыточным. Наличие стереоэффекта в разговорных радиопрограммах вносит излишнюю пространственность, артистичность и эмоциональность, отвлекающую слушателей от предмета вещания и ассоциативно обостряющее подсознательное противопоставление разговорных радиостанций музыкальным.

     Производство российских радиоприемников.

     Приведенные положения указывают на незаслуженное забвение коротковолнового радиовещания и прекращение выпуска приятно звучащих коротковолновых радиоприемников. Безусловно, возрождение как парка радиоприемников, так и коротковолновых радиостанций в городах России должно идти параллельно, так как одно без другого бессмысленно. Возрождение местного коротковолнового радиовещания в регионах России может быть разумной альтернативой приходящей в негодность проводной радиовещательной сети. Важно отметить, что на сегодняшнем российском рынке, переполненном западными АМ/FM тюнерами и музыкальными центрами, напрочь отсутствуют КВ радиоприемники с "бархатным" звучанием. Принцип формирования плоской АЧХ низкочастотного тракта, взятый на вооружение в конце 50-х годов остался неизменным и по сей день. Поэтому появление нового класса радиоприемников будет вне конкуренции. И "сливки" снимет самый предприимчивый.
     Реализация такого проекта может быть инициирована как государством, так и частными радиовещателями. Но массовое производство КВ радиоприемников в масштабах всей страны, едва ли смогут поднять частные компании. Поэтому частным радиовещателям надо будет сотрудничать с государственными производителями. С государственными не по именуемой форме собственности, а по реальным подходам в ведении бизнеса. Если производитель ждет госзаказ или финансирование, для того, чтобы начать производство и не предпринимает самостоятельных вложений и рисков, то это государственное предприятие, какая бы форма собственности ни была написана на его вывеске. Частной же компании, для выпуска нового товара достаточно увидеть нишу на рынке, или, даже самостоятельно ее создать. Но, увы, крупное частное радиотехническое производство в нашей стране еще не окрепло: рынка отечественных радиоприемников нет.
     Официальное выделение КВ диапазонов для информационного радиовещания со стороны МПТР могло бы создать серьезный стимул развития этих диапазонов и российской радиопромышленности.
     В свою очередь, рекламная политика государственных и коммерческих радиостанций в отношении производителей радиоприемников должна обеспечивать последним режим максимального благоприятствия, ведь, тем самым, радиовещатели создают свою собственную аудиторию. Может быть, имело бы смысл, со стороны Государства в лице МПТР, вывести из под налогообложения информационно-рекламную поддержку производителей российских радиоприемников и тем самым дополнительно стимулировать для них снижение рекламных расценок в электронных и печатных СМИ.

     Последняя, пятая часть "Технической концепции информационной радиостанции" будет посвящена региональным сетям информационного радиовещания. Так уж повелось, что развитием радиовещания по стране занимаются технические директора сетевых радиостаций.

     Успехов Вам!


1 Имеются в виду немецкий и американский подходы к размещению средств обработки вещательного сигнала. Далее по тексту оба этих метода будут разобраны.
2 О послестудийной динамической обработке радиовещательного сигнала была опубликована серия замечательных статей Сергея Агеева в журнале "Шоу Мастер" (1996 №3, 1997 №1 и 1997 №2). Обязательно прочитайте.


* с 7 августа 2001 года — технический директор ЗАО "РДВ"
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 5 Скачать

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх