Сергей Комаров
генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии&,
технический директор ЗАО "Эхо Москвы" *
Техническая концепция информационной радиостанции
Часть вторая. Технология производства информационной радиопрограммы.
Если мы делаем информационное радио, то вся технология должна быть выстроена под производство именно информационных, аналитических, репортажных передач, плюс к этому под возможности проведения прямых эфиров как в виде выступлений или бесед гостей радиостанции с ведущими в прямом эфире, так и различные варианты интерактивных диалогов, "круглых столов" и радиомостов. При этом должна быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на происходящие события. При идеально отлаженной технологии, радио способно освещать события непосредственно в момент их происшествия. Оперативную радиостанцию слушать будут.
Принципиальный момент, который должен быть обязательно соблюден, если мы хотим сделать хорошее радио: концепция - первична, технология - вторична. Или иными словами технология производства радиопрограммы должна разрабатываться индивидуально под ту или иную программную концепцию вещания. И ни в коем случае не наоборот.
В отличие от музыкальных радиостанций, где основным материалом для радиопрограмм является уже имеющаяся записанная музыка и изготовление радиопрограммы, как таковое, практически отсутствует (есть программирование), на информационной радиостаннции все материалы не только программируются, но и записываются, монтируются, редактируются или же даются в прямом эфире. Обилие различных записных радиопередач, чередуемых с отрезками прямого эфира и требует наличия четко отлаженной технологии подготовки радиопередач, размещения их на сервере в определенном порядке до выхода в эфир, автоматического уничтожения радиопередач не подлежащих хранению после выхода в эфир и архивации ценных радиопередач. Разработку и строгое соблюдение этой технологии осуществляет логистик совместно с главным редактором.
Новостные радиопередачи.
При выборе целевой аудитории и информационной направленности радиостанции определяются те или иные информационные агентства, "ленты" которых будут поступать в ваш отдел информации. Можно, конечно, иметь и собственных корреспондентов, но во-первых это дорого, а во-вторых сбор информации - это отдельный бизнес, и не стоит превращать радиостанцию в натуральное хозяйство. Конечно, можно позволить себе некоторую роскошь, содержать одного-двух собственных корреспондентов на тех информационных направлениях, которые Вы считаете для своей радиостанции ключевыми, и информация от которых будет настолько эксклюзивной и важной, что в момент ее выхода в эфир аудитория вашей станции будет серьезно увеличиваться, но это не должно превращаться в систему. Корреспондент на информационном радио - это скорее исключение, чем правило. Корреспонденты - это работники информационных агентств.
Ленты разных информационных агентств должны приводиться к единому формату и выводиться на экран компьютера в отделе информации в удобном виде. На сегодняшний день существует большое количество компьютерных программ для работы с лентами инфоагентств. Эти программы позволяют принимать в реальном времени вновь приходящие сообщения, просматривать их, редактировать и распечатывать для дальнейшего чтения новостей в прямом эфире в буквальном смысле "с листа". Причем, каждое сообщение должно печататься на отдельном листе. Возможен вариант, когда выбранные и отредактированные сообщения в отделе информации выводятся на экран компьютера перед ведущим прямого эфира и читаются им. В обоих вариантах новости идут в эфир без предварительной записи, в живую. Это позволяет довести оперативность информирования аудитории о происходящих событиях до единиц минут.
Достоинства метода:
- высокая степень автоматизации процесса подготовки новостей;
- чтение новостей профессиональным диктором (ведущим);
- подготовка новостей одним человеком;
Недостаток:
- процесс редактирования текста сообщений проходит молча на экране компьютера, при этом в период становления вашей радиостанции у диктора или ведущего могут возникать сложности с прочтением тех или иных незвучащих или нечитабельных оборотов, которые вполне приемлемы в написании. Со временем и наработкой опыта этот недостаток теряет актуальность и этот метод подготовки новостных выпусков можно считать близким к идеальному.
Желательно, чтобы в процессе редактирования очередной выпуск новостей выводился на экран выпускающего редактора отдела информации. Принципиально, чтобы это происходило именно в процессе редактирования, а на после. Выпускающий редактор, в данной технологии, может и должен вмешиваться в процесс подготовки информационного блока, чтобы устранить возможные ошибки или неточности дежурного сменного информационника непосредственно в момент их возникновения.
На выпускающего редактора категорически не возлагается функция контроля или утверждения готового информационного блока. Тем не менее, на некоторых радиостанциях готовый выпуск новостей после его составления просматривается выпускающим редактором, утверждается им и лишь затем читается в эфире. Для оперативного освещения событий это недопустимо. Такая технология делает новости "слишком правильными" и "мертвыми" и, как результат, снижает рейтинг радиостанции в целом. В основном, это происходит в следствии изменения отношения информационника к своей работе. Все дело в распределении ответственности. Подконтрольный человек никогда не сможет быть настоящим творцом в той области, где он подконтролен, как если бы он нес 100% ответственности за материалы своего выпуска. Если вы работаете на нижние социальные слои общества - этот нюанс никто и не заметит. Если же Вы хотите вещать на людей, принимающих решения, а именно они распоряжаются деньгами в обществе и именно они являются потенциальными потребителями рекламы, то для них ваши передачи будут иметь отталкивающий оттенок. Важный нюанс.
Возможен вариант построения технологии создания новостного выпуска таким образом, чтобы каждое из сообщений, прочитанное с ленты новостей проговаривалось в слух информационником в той редакции, в которой оно будет звучать в эфире. Произнесенная редакция сообщения одновременно "отслушивается" выпускающим редактором и печатается машинисткой (с голоса) на другом компьютере или пишущей машинке для последующего чтения в эфире.
Такая технология используется на "Эхе Москвы". Достоинствами технологии являются:
- проговаривание сообщения перед его чтением в эфире;
- контроль выпускающим редактором информации "со слуха", то есть в том виде, как ее будет воспринимать слушатель;
- формирование новостного блока практически в реальном времени, соизмеримое с темпом поступления новостей;
Недостатки технологии:
- дополнительная штатная единица - машинистка;
- дополнительный компьютер или пишущая машинка;
- необходимость иметь отдельное помещение для отдела информации (процесс формирования новостного блока мешает работать остальным сотрудникам);
- новости в этом случае читает тот, кто их проговаривает, то есть сменный информационник. Либо он должен одновременно быть профессиональным диктором (и в этом случае его зарплата должна быть в два раза выше), либо надо смириться с тем, что новости будут читаться непрофессионально.
Выступления и интервью в прямом эфире.
Для проведения таких радиопередач на информационной радиостанции надо иметь две эфирных студии с возможностью их оперативного переключения или в одной студии иметь два разнесенных дикторских "поста", каждый из которых имеет микрофоны для выступления 2-3-х человек. С одного поста читаются новости с периодичностью задаваемой сеткой вещания, с другого идут выступления или интервью. В последние годы очень популярно устраивать для выступающих диалоги со слушателями непосредственно в прямом эфире радиостанции. Желательно для этой цели иметь возможность выводить в прямой эфир одновременно двух слушателей, чтобы выступающий мог слышать разные мнения на свои высказывания. Такие интерактивные выступления слушаются гораздо живее и интересней, привлекают и активизируют слушательскую аудиторию.
Желательно, чтобы эфирная студия позволяла присутствие телевидения непосредственно в процессе эфирных выступлений. Это с одной стороны активизирует и дисциплинирует выступающего, а с другой стороны, дает вашей радиостанции дополнительный promotion на телевидении. Разумеется задняя стенка, на фоне которой расположены дикторские посты, должна быть украшена логотипом радиостанции таких размеров, чтобы он хорошо узнавался на телевизионном экране.
Телефонные интервью и комментарии в записи.
Экспертные мнения, аналитика, комментарии в темпе реальных событий могут быть получены по телефону, записаны непосредственно в компьютер, на нем же отредактированы, отмонтированы и поставлены в сетку вещания. Для этого нужно иметь, в зависимости от склонности концепции радиостанции к аналитике и комментариям, от одного до трех монтажно-записывающих рабочих мест с выходом в телефонную сеть. Для этих рабочих мест не нужна студийная звукоизоляция, вполне достаточно оснастить их закрытыми, хорошо облегающими наушниками. Желательно, чтобы эти рабочие места располагались в непосредственной близости с выпускающим редактором отдела информации. Так, как именно по его указанию будут "вызваниваться" комментарии к тем или иным новостям, прозвучавшим в вашем эфире.
Корреспондентские материалы.
На информационной радиостанции эти материалы могут быть двух типов.
Первый - это репортажи с места события непосредственно в прямом эфире. В качестве средства связи для этого можно использовать обычный сотовый телефон. Увы, качество сигнала при этом оставляет желать лучшего. Зато оперативно и доступно практически для любых событий, где бы они не происходили. В другом варианте, когда события освещаемые корреспондентом происходят в заранее известном месте (кинофестивали, форумы, спортивные мероприятия, съезды политических партий…), возможно использование стационарных телефонных каналов. В качестве оконечной аппаратуры в этом случае используется репортофон - симбиоз телефонного аппарата с гибридом и с небольшим микшерным пультом. Качество речевого сигнала в этом случае очень похоже на студийное, и у слушателей даже может создаться впечатление, что репортаж идет из передвижной студии. Еще один вариант, к сожалению не получивший распространения в нашей стране из-за дефицита радиочастот - использование репортажного радиопередатчика с параметрами сигнала, соответствующими высшей категории качества. В этом случае на радиостанции должен располагаться специализированный радиоприемник выведенный на эфирный пульт. Такая аппаратура производится западными компаниями, распространена на крупных зарубежных радиостанциях и изготавливается на заказ под имеющийся у заказчика номинал репортажной радиочастоты. С помощью такого репортерского комплекта можно вести репортажи с концертов музыкантов, певцов… Качество репортажей в этом случае, конечно при грамотной работе с микрофонами, такое же, как и из эфирной студии.
Второй тип материалов - записи интервью, репортажей, выступлений. Желательно выполнять их на аппаратах с цифровым носителем, обеспечивающим мгновенную перегонку материалов в корреспондентский компьютер на радиостанции. В последнее время появились профессиональные аппараты фирмы MARANTZ. Они используют формат сжатия MPEG Layer 2, обеспечивают радиовещательный стандарт высшей категории качества. В качестве накопителя используется жесткий диск или флэш память. Аналогичные, но полубытовые устройства предлагает и фирма SONY.
Репортерскую аппаратуру "вчерашнего дня" - кассетные магнитофоны, минидисковые рекордеры, DAT-магнитофоны можно с успехом применять для записи корреспондентских материалов, но в этом случае надо помнить, что время перегонки материала в компьютерную сеть радиостанции равно продолжительности звучания записанных материалов. В тех случаях, когда такая задержка допустима и у вас есть лишнее время, которое будет занято корреспондентское рабочее место процессом перегонки, использование этой техники вполне возможно и экономически оправдано.
Обработка корреспондентских материалов и подготовка их к эфиру должна выполняться самим корреспондентом, - никто другой не сделает авторский материал лучше, чем сам автор. Только в случае необходимости сложной обработки материала,- введения звуковых эффектов, многоканальных наложений и т. п. к работе может быть привлечен звукорежиссер и записывающая студия.
Рекламные ролики и игровые записные радиопередачи.
Эти передачи выполняются в записывающей production студии по заказу отдела рекламы или редакции, которые предоставляет режиссеру-постановщику всю информацию от заказчика. Рекламные ролики и игровые радиопередачи записываются совместно со звукорежиссером с участием приглашенных артистов.
Готовые передачи размещаются на вещательном сервере радиостанции в соответствии с принятой на радиостанции идеологией хранения радиопрограмм.
Программирование вещательной сетки.
Вещательная сетка информационной коммерческой радиостанции разрабатывается редакцией совместно с отделом маркетинга и отделом рекламы. Сетка имеет жесткую и гибкую части.
Жесткая часть, фиксирует время и длительность выхода в эфир новостных и рекламных блоков, а также их продолжительность и периодичность. Включение прямого эфира для новостей осуществляется вещательным компьютером в автоматическом режиме по сигналам точного времени. Оператор или ведущий не имеют возможности управлять временем начала или окончания информационного блока. Точно также, автоматически, в строго фиксированное время, выдается в эфир рекламный блок, следующий за новостным блоком. Региональный рекламный блок (вместо которого, автоматически, по времени, в регионах будет вставляться собственная реклама) имеет не только жесткое положение по времени, но и жесткую продолжительность и соблюдается вне зависимости от наличия и количества коммерческих рекламных роликов местной рекламы. Длительность остальных рекламных блоков программируется в зависимости от наличия в них рекламных роликов.
В промежутках между информационными выпусками и рекламными блоками жестко зафиксированными в сетке вещания могут располагаться другие радиопередачи, относительно свободно варьирующие свою продолжительность. "Набивание" передач в гибкую часть сетки осуществляет программист эфира, руководствуясь расписанием радиопрограмм.
Такое построение сетки вещания способствует соблюдению высокой дисциплины эфира в новостных блоках, что на подсознательном уровне повышает доверие к радиостанции. Одновременно с этим, относительно свободное планирование радиопередач аналитического, экспертного или репортажного планов создает контраст, необходимый для обострения глубины восприятия радиопрограммы слушателями.
Как уже стало понятно, непрерывные выступления любых гостей эфирной студии будут прерываться выпусками новостей и рекламы вне зависимости от ранга гостя. Такое положение будет повышать доверие и уважение слушательской аудитории к радиостанции. Если уж Вы претендуете на независимость и объективность изложения фактов, то кто бы к Вам ни пришел, Вы остаетесь верны своим принципам. На такое восприятие довольно с большим "ассоциативным коэффициентом" будет указывать незыблемость сетки вещания.
За всю свою историю "Эхо Москвы" лишь единожды нарушило свою сетку вещания - во время посещения ее Президентом США Биллом Клинтоном. Его 38-и минутное интервью ни разу не было прервано, хотя сетка вещания "Эха" предполагает жесткое следование 15-и минутному новостному и рекламному циклу. Это можно интерпретировать как уважение к высокому гостю, а можно сказать, что "Эхо" "прогнулось" перед американцем. И то, и другое высказывание будет верным. На "Эхе Москвы" нет автоматизированного жесткого информационно-рекламного программирования. Как следствие, нет и высокой дисциплины эфира. Иногда программы гибкой части программной сетки "налезают" на новостные радиопередачи, сдвигая их на минуту и более. Правда, такие сбои бывают не часто. Что же касается времени выхода в эфир и продолжительности регионального рекламного блока, то эти два жестких параметра не выдерживаются практически никогда. Критерием служит длительность отбивки рекламного блока, позволяющей в регионах врезать свои программы без "резки по живому", когда на выходе из региональной вставки сигнал центральной радиопрограммы включается на полуслове.
Такое отношение к своим региональным партнерам, в свою очередь, позволяет им не соблюдать договорные отношения и относиться к своему московскому партнеру с той долей обязательности и уважения, которое он, по их мнению, заслуживает.
И, тем не менее, "Эхо Москвы" - лучшее информационное радио в России на сегодняшний день. И "Эху" есть куда расти. В том числе и в технической, и в технологической части.
Безусловно, в этой статье изложена далеко не вся технология производства высококачественной информационной радиопрограммы. Некоторые тонкие технологические моменты могут выполняться сотрудниками по наитию, бессознательно, и не могут быть описаны. Они могут быть наработаны и обретены со временем. Тем не менее, ключевые технологии я постарался здесь изложить максимально точно.
Успехов Вам!
* с 7 августа 2001 года технический директор ЗАО "РДВ"
|