Хочу работать на радио!
Многие хотят работать на радио. Но не у всех это получается. Поскольку я сам мечтал работать на радио, успешно реализовал это в своей жизни, и прошел путь от инженера с голым желанием до технического директора и директора регионального вещания радиостанции "Эхо Москвы", а после "Эха" поработал еще и на музыкальном радио, думаю, мое мнение по данному вопросу не только интересно и заслуживает внимания, но и компетентно.
Разберем все аспекты этой весьма многогранной темы и с точки зрения работника, и с точки зрения работодателя. Здесь сразу видны четыре совершенно различных ракурса для ее освещения:
мне самому нравится радио, как таковое, и я хочу работать среди тех, кто создает радиопрограммы, и учиться у них этому искусству;
у меня подрос сын или дочь, и я хочу, чтобы они стали работниками радио. Дело это, вроде, вполне интеллигентное, да и платят там неплохо;
я руководитель одного из отделов радиокомпании, расширяю свое направление, и мне нужны сотрудники, которые стали бы приверженными членами моей команды;
я хочу создать свою собственную радиокомпанию и работать в ней директором.
Прекрасно осознавая гораздо большую многогранность этого вопроса, тем не менее, я не буду ставить целью осветить все грани. Думаю, эти четыре создадут достаточно объемную картину для понимания вопроса заинтересованными людьми. И потом, все равно, это всего лишь мое субъективное мнение. В реальных ситуациях все может оказаться совсем не так. :-))
Итак, Вы молодое дарование, бесконечно влюбленное в свою мечту работать на радио!
Насколько реально Вам, "человеку со стороны" и не имеющему никаких "связей", устроиться работать на какую-нибудь московскую радиостанцию? Вполне реально!
Почему московскую? Ну, во-первых, я рассматриваю это как некий "потолок" мечтаний. Думаю, что подходы к отбору сотрудников в других городах похожие. Во-вторых, я сам живу в Москве, и весьма долго работал именно на московских радиостанциях, общаюсь с многими руководителями и, наверное, могу более-менее адекватно экстраполировать их мысли.
Приведу фрагмент своей переписки с теми, кто стремится попасть на радио:
Я хочу на радио и стремлюсь туда попасть пару лет. Закончила курсы, которые дали начальную базу. Продолжаю записывать кассеты и рассылать на различные станции. Но пока, к сожалению, глухо. Однако, я настроена оптимистично!!! И все равно я буду в эфире, рано или поздно!
Но вот вопрос возникает на курсах преподаватели (ди-джеи) оценивали голос вполне прилично. Почему же запись не заинтересовывает потенциального работодателя?
Дело не в Вашем голосе, а в методе, который Вы выбрали для того, чтобы попасть на радио. Рассылать свои кассеты Вы можете и еще 5 лет с тем же результатом.
Руководителям радиокомпании нужен не голос, а человек, владеющий всеми тонкостями принятой на данной радиостанции концепции вещания. Такие люди, как правило, вырастают в собственном коллективе. Конечно, бывают исключения. Но выбирая, кого допускать к эфиру "своего" человека, или "пришлого", руководители делают вполне предсказуемый выбор. А желающих "сесть в эфир" более чем достаточно. Гляньте статистику (на этой же странице сверху).
Упорство в достижении цели похвально. Упорство в используемых методах глупость. Брать измором или штурмом руководителей радиокомпании это дискредитировать себя, и из работника превратиться в борца или в революционера. Воевать, безусловно, проще, чем договариваться и работать, но ни борцы, ни "штурмовики", ни революционеры не нужны в коллективе радиостанции. Брать таких людей в коллектитв это самому создать кучу проблем в психологическом климате своей компании. Если же Ваша цель не изобретать себе лишние сложности, а действительно попасть на радио, то для этого надо:
обладать умениями и навыками лучшими или равными, чем у специалистов, уже работающих на радио в той должности, на которую Вы претендуете, или умерить свои амбиции, если таковых навыков у Вас нет, согласившись на более низкую должность (например, на "Эхе Москвы" некоторые сегодняшние руководители начинали с курьеров).
предложить НЕПОСРЕДСТВЕННО ТОМУ, кто принимает решение о приеме на работу, свою кандидатуру ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ. Как правило, это руководители служб (отделов) или руководители радиостанции, если Вы претендуете на должности руководителей служб.
продемонстрировать в общении по телефону и на собеседовании личностные качества, чтобы Вас почувствовали "своим". А иначе Вас даже и не соединят с тем, кто Вам нужен.
Если же Вы претендуете на творческую должность, то у Вас "за душой" должно быть вполне конкретное предложение, которое Вы хотите реализовать именно на этой радиостанции. "Вот у меня есть идея, она идеально вписывается в Вашу концепцию вещания, позволит станции увеличить свой рейтинг, и я берусь это реализовать в такие-то сроки и за такую-то зарплату". И предъявлять такую свою идею надо либо Главному редактору, либо Программному директору. На небольших радиостанциях (не в Москве) непосредственно директору радиокомпании.
Обзвон радиостанций и задавание вопросов по телефону: "Есть ли у Вас вакансии?" бессмысленен потому, что на работающей радиостанции вакансий не бывает (иначе она просто не смогла бы нормально работать). Однако, развитие и расширение под какой-либо новый проект, всегда возможны. Какая-либо рассылка резюме малоэффективна, а кассет с голосом и совсем смысла не имеет.
Теперь, что касается самого собеседования. Переговоров, результатом которых станет решение, возьмут Вас на радио или нет. Опять приведу фрагмент переписки:
PLEASE HELP
31 октября (завтра) в 12:00 у меня собеседование.
К чему мне быть готовой?
Подскажите, пожалуйста, мне не к кому больше обратиться.
Заранее большое спасибо.
Ну, во-первых, успокойтесь. Не надо воплей типа "PLEASE HELP". Вы достаточно компетентная девочка, чтобы беседовать с ними НА РАВНЫХ.
Еще. Если они назначили Вам собеседование, значит им это надо. Покажите им себя. Максимально свободно, открыто... Расскажите о том, что делали, умеете... Продемонстрируйте им свою лояльность к их компании это тоже важно.
Спокойствие, уверенность, гибкость, естественность. Настройте себя на эти качества. У Вас получится. И если Вы действительно хотите у них работать, будьте в ПРИНЯТИИ. Больше соглашайтесь и поддерживайте их идеи и соображения.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К НИМ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ!!! Чтобы они почувствовали, что Вы о них заботитесь. Ну, то есть, не они с Вами ведут собеседование, а Вы с ними. У Вас вал предложений и Вы выбираете, кому отдаться! Мягко, вежливо и с достоинством!
Для разминки, можете прочитать этот мой доклад в нем описана очень мощная методика подачи себя.
Вперед и успехов!
МЕНЯ ВЗЯЛИ!!!! ААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Теперь, что касается резюме. Его надо иметь с собой на переговорах. Или выслать факсом (или с факсмодема Вашего компьютера) по запросу руководителя, который Вам эти переговоры назначил. Или же высылать в радиокомпании, которые объявили о наборе сотрудников. Или в ответ на размещенные вакансии в агентствах по трудоустройству.
Резюме всегда высылается ТОЛЬКО в ответ или по запросу.
Резюме создает впечатление о Вас в Ваше отсутствие. Поэтому отнестись к его составлению надо вполне серьезно.
Рекомендации по составлению резюме
Итак, Вы пришли на рынок, где есть ТОВАР это Вы и Ваши таланты, есть ПОКУПАТЕЛЬ это Ваш будущий работодатель и есть ЦЕНА это количество денег на котором Вы сойдетесь в торге со своим работодателем.
Здесь выбираете Вы, и выбирают Вас. Вы выбираете себе работодателя, а он себе сотрудника. Хоть выбор этот и обоюдный, но желающих найти себе любимую работу больше. Поэтому Вам надо себя представить так, чтобы Вас выбрали. И одновременно с этим назначить себе цену, чтобы не продешевить, с одной стороны и не остаться невыбранным с другой.
Если Вы думаете, что, снизив себе цену, Вы повысите свою привлекательность, то Вы заблуждаетесь. Говорю Вам как руководитель: Я никогда не возьму на работу специалиста, который сам себя не ценит. Мне не нужны проблемы. Если же потенциальный работодатель хочет Вас купить за нищенскую зарплату, то это явно не та компания, в которой стоит работать. Одновременно с этим я не буду разговаривать с человеком, который задрал свою стоимость намного выше разумного предела.
В данном вопросе деньги выступают мерой ответственности, которую будущий работник способен на себя взять в рамках той должности, на которую претендует. "Деньги платят за ответственность". Масштаб же цены, как правило, зависит от уровня экономического развития региона.
К примеру (условный масштаб цен) для наемных работников:
4-5 тысяч долларов в месяц это уровень ответственности руководителя компании.
2-4 тысячи менеджеры коммерческого отдела, которые "делают деньги".
1,5-2 тысячи это ключевые специалисты в компании.
900-1200 долларов ведущие специалисты.
500-800 рядовые специалисты.
300-600 работники вспомогательных служб.
200-250 девочки и мальчики на подхвате "подай-принеси".
100-150 курьеры девочки и мальчики "на побегушках".
Разумеется, это приблизительные "среднепотолочные" цены. Я их привел для того, чтобы показать соотношения и "вилки", и что разброса в 300-1000 или даже 500-5000 долларов для одного и того же сотрудника быть не может. Как, впрочем, и подхода "чем больше тем лучше". Деньги это мера ответственности. Если Вы можете взять на себя ответственность руководителя компании (5000) и при этом можете спокойно согласиться на зарплату в 500 долларов (рядового сотрудника), то либо Вы себя не цените, либо Вы неадекватны. И то и другое отталкивает.
Человек, которого каждый работодатель с удовольствием возьмет на работу, должен быть адекватен в своих запросах. Он должен уметь четко, коротко, убедительно и привлекательно рассказать о себе в письменном виде. И отлично знать, чем конкретно он хочет заниматься на радио.
Резюме рекламного типа "вот я такой хороший", не содержащее ни темы занятий или должности, в которой Вы себя видите, ни желаемой зарплаты, вызывает лишь сожаление. "Специалисты широкого профиля" "и швец и жнец и на дуде игрец" это характеристика скорее дилетанта с амбициями, чем стоящего работника.
Если же Вам предлагают готовую форму резюме, принятую в данной компании, то, разумеется, все ее графы должны быть заполнены. Любая пустая графа интерпретируется работодателем не в Вашу пользу. А тратить свое время на то, чтобы Вас переспрашивать, никто не будет. Ну и, сами понимаете, информация должна быть достоверной, а ответы честными и однозначными. Любой обман вскрывается мгновенно и это конец Ваших переговоров.
Сопоставляйте уровень своего образования с должностью, на которую Вы претендуете. В моем представлении, ведущий программы или ди-джей без высшего образования это нонсенс. Исключения бывают, но не при поиске работы посредством размещения резюме. Человек, перед микрофоном должен быть достаточно образован, чтобы люди захотели его слушать. На сегодняшний день, для большинства работников радиокомпаний, высшее образование это необходимый начальный уровень. Тогда на средне-статистическом интеллектуальном уровне аудитории музыкальных коммерческих станций Ваши речи будут приемлемы. Если же радиостанция позиционирует себя на серьезную аудиторию (прочитайте вот эту статью, чтобы иметь представление о социальном позиционировании), то ведущему программ необходимо иметь два, а то и три высших образования в разных областях, или даже ученую степень, иначе Вы будете "вываливаться из контекста" и очень бледно выглядеть на фоне позиционируемой аудитории.
Если у Вас несколько высших образований укажите, по каким специальностям, если ученая степень то, какая и в какой области, и почему Вы решили из науки податься в СМИ.
Теперь о владении компьютером. Не владеть или быть начинающим пользователем допустимо только для курьеров или неквалифицированных работников типа "подай-принеси". Все остальные сотрудники должны владеть компьютером на уровне опытного пользователя. Если у Вас это не так учитесь. Осваивайте этого "зверя". Особенно это важно для ведущих эфира и ди-джеев. На подавляющем большинстве радиостанций вещание уже давно идет с компьютеров. И в эфире с компьютером и со всеми его предсказуемыми и непредсказуемыми "выходками" надо "справляться" мгновенно.
В настоящее время в России наиболее распространены две отечественных профессиональных компьютерных автоматизированных системы подготовки программ и вещания "ТРАКТ" и "ДИГИТОН". Крайне желательно владеть ими обеими или, хотя бы, знать теоретически все принципы их построения и работы, а вся нужная информация по ним имеется на их сайтах. Если же Вы претендуете на профессиональную работу со звуком, владение редактором Sound Forge обязательно. Его программный пакет можно приобрести на любом рынке программного обеспечения. В этом случае, если на радиостанции, куда Вы хотите устроиться, работают с другими программами, Вы сможете их освоить очень быстро.
Некоторые радиокомпании в России, работают с непрофессиональными вещательными программами, да еще и в бытовом формате MP3. Хоть это и запрещено и не может быть сертифицировано в соответствии с действующими техническими нормами, и "грязненько" звучит в эфире, однако о реальном положении дел надо иметь реальное представление. Увы, есть у нас такое. Самая распространенная программа среди недобросовестных радиовещателей и среди радиохулиганов это WinAmp. Желательно его тоже знать. Но не рекомендую упоминать о таком прошлом опыте при поступлении на работу в профессиональную радиокомпанию, если Вы до этого, на прежнем месте работы, вещали с WinAmp-а. Это скорее дискредитирует Вас: стиль низкопробной халтуры быстро "прилипает", долго "вытравливается" и может быть "заразным".
Когда указываете номер телефона, обязательно пишите код города и время (московское или местное), когда Вам звонить, и удосужьтесь в указанное время быть в досягаемости. Если указываете e-mail, то желательно, чтобы он был корпоративный, прямой от провайдера или от Вашего личного домена. Бесплатные почтовые ящики на серверах mail.ru, yandex.ru, pisem.net и им подобных скорее дискредитируют, чем добавляют солидности. И уж проверяйте свою почту хотя бы через день. Если указываете номер личного факса, то желательно, чтобы он отвечал на автомате. Это впечатляет.
Теперь о месте проживания и желаемом месте работы. Не тешьте себя иллюзиями. Для того, чтобы работодатель захотел Вас переселить за свой счет в другой город, никакое резюме не поможет. Известны случаи, когда уникальным специалистам покупают квартиры. Но таких людей не много и прежде, чем они этого удостоились, они очень много сделали и многое заслужили. Они не размещают свои резюме в кадровых агентствах. Их знают лично, ценят и приглашают.
Ну и последнее. Прежде, чем отправить свое резюме, проверьте грамматические ошибки. Как бы Вы хорошо о себе ни писали, если у Вас проблемы с грамотностью, Вам нечего делать на радио.
Заботливый родитель. Очень неоднозначная роль в данном вопросе.
Советские времена, когда все получали зарплату из госбюджета, и "раскрутить" государство еще на одну "ставку" для сына или дочки уважаемого человека считалось "достойным", безвозвратно канули в Лету. Любая же частная компания, в том числе и радио, деньги зарабатывает своим трудом. И взять кого-то "по звонку", это означает ежемесячно платить родителю устраиваемого дань в размере зарплаты его чада, и при этом еще решать проблемы с занятостью, чтобы не влез, куда не надо, и не напортил чего.
Когда Вы обращаетесь к какому-либо руководителю частной компании с такой просьбой, он ее слышит так: "Знаешь, дорогой, в давние времена я очень много сделал для тебя, и пришло время расплатиться. Ты мне будешь платить по 500 долларов ежемесячно и, плюс к этому, приглядишь за моим сыном (дочерью), ну и за свой счет научишь его работать. Извини, но я сам не смог своего ребенка научить ничему дельному". Безусловно, если у Вас есть такое влияние, то просьба вполне корректна. Если нет, то Вы ставите своего сына или дочь в очень неудобное положение. Иногда Вы можете этим сломать ему карьеру, а то и жизнь.
Однако, Ваш выбор, чтобы ребенок работал именно на радио, весьма удачен. Радиовещательные компании, в силу многогранности своего технологического процесса, и высокого интеллектуального потенциала, предоставляют молодому человеку очень широкие возможности выбора, обучения в процессе работы и развития своего интеллекта. Один из моих учителей и очень уважаемый человек сказал так: "Радио это телевидение для умных!"1 А другой, в разговоре о духовности, психологическом климате и порядочности радийного сообщества заметил: "На радио не убивают"2. И эта фраза имеет очень глубокий смысл.
Поэтому и у меня будет к Вам просьба. Не убивайте и Вы инициативу у своих детей. Дайте им самим проявиться как личностям. Побудите у них интерес к тому, что Вам дорого и привлекает. Расскажите, покажите, поддержите, вдохновите, ободрите… Но не навязывайте им своего мнения. Не принимайте решения за них. Дайте им свободу в творчестве и самореализации. Поймите, что Ваши благие намерения, в соответствии с убеждениями 20-и летней давности, теперь имеют совсем другую социальную окраску. И своим участием в данном вопросе Вы лишь напортите своему чаду.
Перечитайте первую часть этой статьи. Это работающая и эффективная технология, чтобы Ваш ребенок САМ устроился работать на радио. Если, конечно, он этого действительно хочет.
Создаю или расширяю свою команду на радио. Вы довольно долго работаете на радио, смогли многому научиться и многое сделать для компании. И вот Вы дозрели до того, что Ваш личный проект получил одобрение руководства. Вам выделен бюджет под его реализацию и утверждено штатное расписание. Кого взять в команду?
То, что Ваши новые сотрудники должны быть профессионалами и специалистами в своих вопросах, это понятно и само собой разумеется. Вопрос не в этом. Как сделать так, чтобы они стали командой и были привержены Вам, проходя через многие перепетии современного бизнеса. А ведь этому не учат ни в институтах, ни в университетах...
Эти вопросы касаются создания производственных отношений или отношений в бизнесе. Это весьма серьезная область социальной психологии, которая начала развиваться в нашей стране совсем недавно. До начала перестройки существование такого направления, как "Эффективность личности в социуме" было просто немыслимым.
Однако у данного направления есть и корни в древней Руси. Прочитайте мою статью "Структура радиокомпании", особенно уделив внимание ее второй части, посвященной управлению и принципам создания команды. Руководителю желательно не только знать о многообразии таких принципов, но и уметь их использовать на практике. Практическое (тренинговое, игровое) образование в этой области можно сейчас свободно получить во многих образовательных компаниях. Полный их обзор давать не буду, укажу лишь те, где учился сам, и сотрудничество с которыми считаю эффективным и полезным.
В ноябре 1998 года я познакомил генерального директора компании I.S.P.A. Engeneering и его заместителя3 с методиками образования в одной из таких компаний.
Это был очень трудный период в российской экономике. Дефолт августа 1998 года тогда скосил многие коммерческие фирмы. А те, кто выстояли, чувствовали себя далеко не лучшим образом, и лишних денег у них не было. Однако, оба руководителя сочли для себя полезным поучиться созданию производственных отношений у американцев. Результаты не заставили себя ждать. За одну неделю после прохождения 3-х дневного тренинга их компания поднялась в шесть раз по доходам, и в следующем месяце смогла поднять зарплату своим 64-ем сотрудникам в полтора раза выше в долларовом выражении, чем до дефолта.
Я не буду раскрывать коммерческих секретов фирмы и не стану рассказывать, что конкретно они сделали. Важно, что они решились на это, смогли сорганизоваться и выполнили задуманное. И в тренинге их этому не учили. Никаких секретных "рецептов" тренинг не предоставляет. Тренинг развивает в человеке способность эффективно мыслить в любых ситуациях и работать со своей командой как единое целое. Это важно.
Впрочем, такое образование весьма желательно иметь не только руководителям, но и рядовым сотрудникам. Ведь учиться надо не только умению создавать свои команды и эффективно ими управлять, но и умению работать в таких командах, и иметь со своим руководством общий язык и взаимную систему понятий. Иногда это даже более важно.
Я хочу работать директором на собственном радио. Достойное желание! Именно для таких людей, как раз и создан сайт www.radiostation.ru и действует инновационная компания "Радиовещательные технологии". На сайте предоставлена исчерпывающая информация для того, чтобы самостоятельно пройти путь "От идеи до прибыли", выстроить свою радиокомпанию с максимальной эффективностью, и занять достойное место среди радиовещателей нашей страны. Впрочем, если некоторые этапы этого пути Вы хотите пройти вместе с профессионалами, то на сайте имеется информация о консалтинговых и инжиниринговых компаниях, которые за весьма скромные деньги готовы быть проводниками и консультантами на начальном этапе становления Вашего бизнеса.
Успехов Вам!
Сергей Комаров,
генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии"
1 Олег Челноков, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Космического Приборостроения.
2 Александр Городников, в прошлом, советник по технологиям Национальной ассоциации телерадиовещателей России, в настоящее время один из руководителей коммерческой компании в области телевидения.
3 Генеральный директор Андрей Кочуков и его заместитель Геннадий Свердлов.
|