Этой статьей открывается раздел сайта, посвященный коммерческой эффективности радиорекламы.
Ведет раздел Александр Карабанов из Нижнего Тагила. Генеральный директор ООО "КомТелСити", один из учредителей "Музыкального агентство "Братья Карабановы".
Александр, 1978 года рождения, однако успел сделать много. Он лауреат многих фестивалей рекламы и рок-музыки: "RockLine-2000", "Живой звук 1998, 2000, 2001", "Старый новый рок "На волне-2005", "Сибирский децибел -2004".
Думаю, его опыт будет интересен, полезен и послужит многим нашим коллегам.
Свободно пообщаться с Александром "в живую" Вы можете на форуме.
Итак, ему слово:
Радиореклама. Секреты мастерства.
Часть 1
Александр Карабанов,
генеральный директор
ООО "КомТелСити",
г. Нижний Тагил.
Предисловие.
Любая коммерческая радиостанция, молодая или уже давно вещающая, региональная или сетевая, понимает: что основной ее доход - это деньги от размещения рекламы. И уже на первоначальном этапе необходимо определиться, будет ли на станции собственная продакшн-студия, или все рекламные материалы будут сторонних организаций (рекламные агентства, студии звукозаписи и.т.д.). Решать вам.
Случай из жизни.
Жила-была, а вернее существовала, а еще вернее влачила жалкое существование одна региональная радиостанция. Продажи шли из рук вон плохо, и если бы она не принадлежала медиа-холдингу, ее давно бы закрыли. Производства рекламы как такового не было, и клиенты, все-таки хотевшие рекламироваться на данной станции, должны были приносить готовые ролики сделанные на других радиостанциях.
Но в один прекрасный день, при горемычной станции, создалась продакшн-студия. И пришли туда работать новые молодые люди.
И...
Через два месяца объем размещаемой рекламы вырос в два раза. А через полгода радиостанция заняла лидирующее место в городе по приносимому доходу. И теперь рекламодатели старались заказывать производство рекламы только на этой радиостанции. Клиентская база отдела продаж выросла так, что отдел пришлось переорганизовать в рекламное агентство. А ребят из продакшн-студии начальство медиа-холдинга стало просто боготворить. Одним из этих ребят я и был, и готов поделиться со всеми, как правильно организовать процесс создания рекламы.
Кадры решают все, или кто должен делать рекламу.
Очевидно, что на студии должны работать умные, современные, творческие люди с высшим образованием. Обязательно с музыкальным слухом, еще лучше с музыкальным образованием. А еще лучше, если они еще вдобавок и музыканты (участники рок-групп и.т.д.).
Число сотрудников должно зависеть от количества заказываемых роликов в месяц.
50 заказов в месяц - справится один человек (all in one) .
100 заказов в месяц - в штат придется принять еще одного человека "Все в одном", и сценарист уже точно необходим. Голосами радиостанции уже не обойтись, и необходимо искать и работать с приглашенными артистами. Если весь рекламный блок будет начитан одним человеком, рекламодателям это вряд ли понравится, и они побегут делать заказы на другие станции, не сегодня так завтра.
200 заказов в месяц - умножай на два, плюс начальник производства и.т.д.
Секрет номер 1: Если у вас нехватка дикторов, списывайтесь с радиостанциями других городов, и работайте по обмену. Вы им - они вам. То-то конкуренты удивятся, услышав свежий голос в сделанной вами рекламе. Все время ищите, слушайте! Вдруг ваш сосед Васька с возрастом стал обладать приятным низким голосом?! Слушайте и ищите! Голосовая база один из ключей к успеху!
Помещение.
Для продакшн-студий необходимо выделить две комнаты: мониторную и тон-зал. Подробная информация о строительстве студии есть на данном сайте.
Мониторная комната должна вмещать в себя и место звукорежиссера, и сценариста, и зону отдыха с гостевым диваном. Если в продакшн-студии работает больше двух человек, то необходима еще комната. Творческий процесс замедляется в геометрической прогрессии, при увеличении человеко-мест на одну комнату.
Оборудование. Набор джентльмена.
Начинаем, как ни странно с микрофона и предусилителя. Тут нельзя экономить, и нельзя залетать за облака. Не стоит приобретать студийный конденсаторный микрофон дороже $1000. Во-первых, для него нужен и тон зал с соответствующей акустической отделкой (не менее $5000), и предусилитель качеством не ниже ($1000-1500). Дорогой высококлассный микрофон требует и высококлассное оборудование. Поверьте, CAD или Neumann в линейке с плохеньким компрессором, будет и звучать плохенько!
Так что предлагаю формулу 500+500:
Микрофон конденсаторный - $500.
Предуселитель-компрессор - 500$.
Возможна погрешность плюс минус $50.
И далее:
Микшер - $500.
Аудио карта - $500.
А вот на наушниках и мониторах (ближнего поля подойдут) экономить не стоит. Чем выше класс, тем для вас лучше.
Секрет номер 2 - При покупке наушников не поленитесь послушать в них музыку не менее тридцати минут. Если уши устали, такие не пойдут. Вам в них придется сидеть порой часами. Так что выбирайте для себя открытые наушники с большой диафрагмой, что бы они не давили на уши, и вам было бы в них комфортно.
Звуковая карта.
Не советую приобретать известную всеми аудиокарту Creative. Она хороша для домашних условий, но ни как не для студии. Все дело в том, что карта подстроена под бытовой DVD-стандарт с частотой дискретизации 48 кГц. И только в этом режиме поддерживаются ASIO-драйвера. Проблемы с конвертированием вам будут обеспеченны постоянно. Хорошая карта и ее драйвера, просто обязаны поддерживать все стандартные частоты семплирования. Еще одна проблема у Creative связана с коммутацией. В-общем, конечно, вам решать, но я бы посоветовал вам карты других производителей, более настроенные на запись и воспроизведение звука.
Вот несколько рекомендаций по выбору аудиокарты:
- Минимум 2 симметричных аналоговых входа (XLR или Jack 1/4" или комбинированный разъем XLR/Jack 1/4").
- Минимум 4 симметричных аналоговых выхода (XLR или Jack 1/4" или комбинированный разъем XLR/Jack 1/4").
- 24 бита, поддерживаемые частоты семплирования 44.1, 48, 88.2, 96 кГц.
- совместимость с ASIO/WDM.
Компьютер.
Опять же не советую приобретать самый быстрый компьютер. За частотой сейчас не угнаться. Поверьте, Pentium 4 - 2400 ГГц сейчас самый оптимальный выбор. И стоит не дорого, и с задачами отлично справится. Главное с оперативной памятью не жалеть. Ее чем больше, тем лучше.
Хорошо если на машине установлено два высокоскоростных винчестера. Один под системный диск, другой под рабочие файлы.
Секрет номер 3: При форматировании дисков, задайте размер кластера на системном диске - 4 килобайта, а на рабочем 64 килобайта. Дело в том, что кластер это объем информации считывающийся за одну операцию. Поэтому для системных небольших файлов, кластер может быть не большим. А вот при обработке звуковых файлов, с 64 килобайтным кластером система справится быстрее в 16 раз.
Хорошо если видеокарта поддерживает двухмониторный режим. Это особенно пригодится, при озвучке видеороликов. Да и в повседневной работе будет удобнее
Незаменимый инструмент в продакшн-студии - это миди-клавиатура. Согласитесь, что при создании оригинальных композиций, удобнее нажимать на клавиши, чем набивать партитуру мышкой.
О программном обеспечении Продакшн-студии я более подробно расскажу в отдельной статье. А сейчас опишу софт нашей студии. И обосную наш выбор:
1. Стерео редактор: Sony Sound Forge 8.0.
Запись голоса, редактирование, монтаж, обработка.
Преимущества:
- совместимость с Vegas
- сохраняемая линейка эффектов
- Назначаемые горячие клавиши
- Быстрый доступ ко всем функциям.
- Простой и интуитивный интерфейс.
Недостатки: Отсутствует фазоскоп и коррелометр.
2. Многоканальный редактор Vegas 5.0.
Монтаж и сведение, запись вокальных партий, музыкальное оформление видеороликов.
Преимущества:
- совместимость с Sound Forge
- автоматизация практически любых параметров.
- быстрый доступ к файлам.
- Очень проста в использовании.
- 26 подгрупп, AUX-ов и insert-ов
- Сохранение стандартных проектов (с набором эффектов) для различных ситуаций.
Недостатки:
- Не поддерживает напрямую VST-плагины.
- Нет MIDI-редактора.
3. Музыкальный редактор Reason 2.5.
Аранжировки, производство спецэффектов, музыкальное оформление.
Преимущества:
- Обладатель двух престижных премий M.I.P.A. как лучший виртуальный инструмент.
- Для sound-дизайнеров незаменим.
4. Музыкальный редактор Cubase SX 2.
Аранжировки, спецэффекты, музыкальное оформление.
Преимущества:
- Отличный секвенсор.
- Поддержка VST-инструментов и VST-плагинов.
- Углубленное редактирование.
- Для музыкантов отличный выбор!
- Интеграция с Reason по rewire
Недостатки:
- Слишком наворочен, для простых проектов не подходит.
- не очень удобен как аудиоредактор.
5. Стерео редактор WaveLab 4.0.
Мастеринг песенных роликов.
Рабочие будни.
И так, вы все купили, подключили, настроили и готовы работать. Пока диктор репетирует, проверьте настройки эквалайзера, компрессора и экспандера. Вдруг шутники, а может и вы случайно, перекрутили ручки. Пока есть время все исправить. Предлагаю, воспользоваться типичными начальными настройками эквалайзера микрофонной линейки: "плюс 3-4 дБ на частоте 120-150 Гц, это придаст сочность звуку, минус 4-5 дБ на частоте 500-630 Гц, уберет излишнюю доминирующую в голосе энергию сигнала, забивающую разборчивость, и плюс 5-6 дБ на частоте 7,5-9,5 кГц, что добавит яркость, четкость, разборчивость".
Включите артисту музыкальную подложку будущего ролика. Так он точнее представит всю картину, уловит скорость и динамику.
При записи ставьте маркеры в местах, где диктор ошибается. Монтаж сократится вдвое.
Не забывайте пользоваться горячими клавишами, это еще сократит время монтажа.
После того, как вы вырезали все вздохи, ошибки и лишние паузы, голос следует обработать. Вот какой линейкой эффектов пользуются на нашей студии:
До обработки:
После обработки:
Цепочка эффектов такова: Waves RVox (голосовой компрессор), Hyperprism Harmonic Exciter (эксайтер), Waves L1-Ultramaximizer+ (Лимитер). Компрессор субъективно увеличивает громкость звука, делает его более плотным и акцентированным. Эксайтер осуществляет спектральное обогащение звука. Лимитер незаметно на слух ограничивает пики. Вы можете настроить и сохранить данный прессет заранее, а потом применять его постоянно, лишь корректируя настройки.
Такой набор эффектов, не всегда подойдет для записи вокала, а вот для дикторской начитки идеален. Голос становится плотным, сочным и самое главное разборчивым. С такой компрессией его обязательно услышат даже из самых плохих радиоприемников. А это один из главных факторов подачи рекламы.
Далее открывает многоканальный аудиоредактор для сведения ролика.
Если раньше, открывая новый проект, нам приходилось вновь и вновь, создавать подгруппы и AUX. Навешивать эффекты на дорожки. И тратить на это как минимум 10 минут. То теперь этого можно избежать!
Секрет номер 4: Подготовьте заранее пустой аудиопроект с настроенными эффектами. И сохраните его поверх всех рабочих рекламных папок. И тогда вы сэкономите уйму времени, не подбирая раз за разом одни и те же эффекты. Наш пустой проект "empty" выглядит так:
Проект разбит на три подгруппы. В каждой секции уже есть настроенные эффекты. Голосовая подгруппа - (Эквалайзер, эксайтер, максимайзер). Музыкальная подгруппа - (Эквалайзер, уже с отстроенным вырезом в районе для голоса 8-10 кГц). Два стандартных AUX-а - (ревербератор и задержка, зеленые линии на дорожках, это их уровни). И мастер секция - (Многоканальный компрессор Waves C4, эксайтер Hyperprism Harmonic Exciter, и лимитер Waves L1-Ultramaximizer+). Остается вставить голоса, музыку, спецэффекты, подстроить AUX-эффекты и…Можно сводить ("рендерить").
Секрет номер 5: Не злоупотребляйте эквалайзером. Если хотите выделить какую-нибудь частоту, ее лучше не поднимать, а немного опустить все остальные. Тогда будет меньше искажений.
Секрет номер 6: Используя панорамные эффекты, особенно это касается экспериментов с голосом, почаще слушайте микс в моно. Как бы что-нибудь не пропало. Был случай, когда одни дельцы развели диалог по панораме в 180 градусов. Представляете, как "радовался" заказчик, слушая свой ролик в автомобиле со сломанной одной колонкой. Еще смешнее был случай, когда один и тот же голосовой трек, продублировали и так же развели по панораме. Причем произошел сдвиг на несколько миллисекунд. В стерео звучало все потрясающе. Но в моно, а таких приемников еще очень много. В моно варианте, голос просто отсутствовал. Если вы немного знакомы с физикой, с фазой и противофазой, вам не надо объяснять, что произошло.
Секрет номер 7: Заказывайте чаще музыкальные библиотеки. Чем больше их у вас будет. Тем разнообразнее и интереснее ролики будут получаться. Если нет денег, ищите музыку сами. Внимательно смотрите и слушайте фильмы. Из фильма "Чужие" нам в свое время удалось сделать библиотеку из 200 звуков. В конце концов, подключайте Reason или Cubase и создавайте свои эффекты и музыкальные партии. Будьте оригинальны! И заказчик это оценит!!!
О создании спецэффектов при помощи Reason и Cubase я расскажу в дальнейших статьях.
В заключение.
Два года назад я присутствовал на семинаре одного очень уважаемого радиорекламщика. Лекция называлась "Как сделать рекламный ролик дешево". Извините меня уважаемый, что я не досидел до конца и ушел. Дело в том, что я не хочу дешевых роликов. Я хочу, чтобы ролики были красивыми, запоминающимися, и очень дорогими! И к счастью наши заказчики это понимают.
С уважением,
Александр Карабанов
В следующей статье посвященной продакшн-студии:
- Вокодер - за вас поют трибуны!
- Wavelab - Музыкальный ролик качества Hi-end!
- Поем как Fat Boy slim.
Статьи в работе:
- 30 программ в день - миф или реальность.
- Программное обеспечение радиостудии.
- Радиореклама. Секреты мастерства, часть 2.
Удачи!
Музыкальное агентство "Братья Карабановы"
Александр Карабанов на переднем плане, как и положено быть директору, с портфелем.
|