Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

"Высший пилотаж" в радиовещании


Если Вам сказали "НЕТ!"

     Итак, Вам сказали "НЕТ". Неприятно. Иногда, даже, обидно. Особенно, когда это "НЕТ" останавливает процесс достижения какого-либо важного результата в Вашей жизни, в Вашем бизнесе, в Вашем творчестве, в Вашем развитии. Кем бы Вы ни были, какие бы заслуги ни имели, какой бы авторитет ни стоял за Вами, иногда бывает, что Вам говорят "НЕТ", и после этого ответа некоторое время Вы пребываете в вопросе: "Что делать?"
     В общем виде этот вопрос решения не имеет и если он возник, то есть создалась ситуация, когда Вы зашли в тупик, не существует ни рецепта, ни алгоритма выхода, пригодного для любого случая жизни. Тем не менее, любому начинающему бизнесмену или просто человеку, который хочет быть успешным в жизни, надо знать, что есть четыре ПРИНЦИПИАЛЬНО различных подхода (контекста мышления) для решения этого вопроса и только два из них конструктивны. Разберем эти контексты мышления, посмотрим откуда они берутся у отдельных людей и в обществе в целом, к чему приводят и отметим способы перехода от одного типа мышления к другому.
     Самое главное — это в самом же начале пребывания в вопросе "Что делать?" не скатиться к неконструктивным вариантам. Поэтому с них и начнем.

1. Депрессия (страдание, мученичество, самобичевание, самоунижение). "Эх, ну, вот такой я неудачник!", "Ну, я так и знал!", "Увы, это не для меня!", "Я этого не достоин!", "Ну вот, так всегда!", "Я маленький и слабый, всем легко меня обидеть, ну, ничего не поделаешь, я — такой!", "Хорошо Вам там наверху (вариант: в Москве), Вы большие и сильные (вариант: богатые), Вам не понять мою тонкую душу!", "Ну и не надо! Не очень-то и хотелось!"...
     Данная позиция неконструктивна потому, что человек, в ней оказавшийся, возводит преграду в абсолют, делая себя при этом маленьким, недостойным и отказывается от дальнейшего достижения своих жизненных результатов. Излишне говорить, к каким последствиям для него это приводит. Но у этой позиции есть и позитивная часть. Она сохраняет мир в нашем обществе, правда ценой самопожертвования. Эта позиция, убирая конфликт из общества, переносит его в душу человека, нанося ему при этом моральную травму.
     Источниками такой позиции в русском менталитете является привнесенные извне в нашу культуру самоунижение, жалость, смирение (добровольный отказ от собственного развития). Религиозным течением, проповедующим такой подход, является православная версия христианства.
     Длительное использование человеком такой позиции, как правило, приводит к затяжным депрессивным состояниям, нервным расстройствам, инфарктам и преждевременной смерти. Если же общество пребывает в такой позиции длительное время, это может привести к остановке развития, вырождению нации и сокращению рождаемости, появлению у людей безразличия к собственной жизни, накапливающейся внутренней озлобленности людей, либо к взрывному переходу ко второй неконструктивной позиции. Что неоднократно бывало в нашей истории.

2. Агрессия (борьба, месть, война, злоба). "Ну, это же неправильно!", "Вы ошибаетесь!", "Вы не имеете права!", "Вы пожалеете об этом!", "Ах, так?!", "Я тебе это припомню!", "Ты у меня еще попляшешь!", "Ты мне за это ответишь!", "Я заставлю Вас поменять свое мнение!", "Я буду жаловаться!", "Я напишу на Вас докладную!", "Вы будете за это отвечать по закону!", "Я подам на Вас в суд!", "Я... я... я не знаю, что я с Вами (вариант: с собой) сделаю!", "Я объявляю голодовку!", "Мы объявляем забастовку!", "Мы выставляем пикет!", "Мы организуем митинг!", "Мы организуем демонстрацию!", "Мы организую революцию!", "Я расскажу всем о Вашем решении!", "Я сделаю Вам антирекламу!", "Я вызову милицию!", "Я пришлю Вам проверку!", "Я введу танки!", "Я объявляю Вам войну!", "Я замочу Вас в сортире!"...
     Иллюстраций побольше, чем в прошлом случае. Ну еще бы! Живем мы так! Согласитесь, что все они Вам знакомы и практически всеми Вы хотя бы раз пользовались в своей жизни. Ну и как? Помогло ли Вам это? Получили ли Вы желаемый результат? Добавило ли это радости в Вашу жизнь? Можете ли Вы повторно обратиться в ту же инстанцию, к тем же людям? Или их уже нет, и Вам надо финансировать восстановление экономики, разрушенной войной и брать на обеспечение и реабилитацию сирот, инвалидов, беженцев? Добились ли Вы своих целей этой позицией или создали себе и окружающим массу проблем, а цели Ваши давно позабыты?
     Эта позиция обостряет конфликт, разрушает отношения между людьми, делает невозможным дальнейшее развитие и достижение Ваших результатов. Источник такой позиции в нашем менталитете — идеология борьбы — коммунизм, впрочем, не только. Есть такое высказывание: "Око за око — зуб за зуб!" — этот призыв к мести высказан в "Ветхом завете" и возведен некоторыми народностями нашей страны в ранг национальной традиции. Религиозное течение, проповедующее такую позицию, — иудаизм. Существует "борьба с неверными" и в мусульманстве.
     Длительное использование этой позиции приводит к разорению, к экономическому, моральному и духовному краху и, в конечном счете, к первой позиции. Заколдованный круг.
     Обе рассмотренных позиции исходят из того, что человек, получивший "НЕТ", не берет на себя ответственность за этот результат собственной жизни, ищет виноватых на стороне и либо списывает ответственность на якобы объективные обстоятельства, возводя их в культ и, унижая себя, преклоняется перед ними (православие), либо вступает в борьбу с этими обстоятельствами (искренне считая именно их источником всех бед) с целью их уничтожить (коммунизм, иудаизм, мусульманство).
     Ключевым признаком обеих позиций является искреннее убеждение человека или общества в своей правоте или в истинности исповедуемых принципов. Позиция "Я ПРАВ!" исключает конструктивное разрешение ситуации и либо сталкивает человека в депрессию и отказу от дальнейшего развития, либо, наоборот, в агрессию и подмену достижения желаемых результатов борьбой и разрушением окружающего мира.
     Обе этих позиции являют собой ярчайшие примеры избегания ответственности за результаты собственной жизни. И то, что одна сменяет другую, образуя заколдованный круг — это не случайность. Это закономерность. Исторический факт — лучшая иллюстрация: коммунизм мог возникнуть (и по факту, возник) лишь в обществе, духовность которого была разрушена смирением и многовековым само- и взаимоунижением.
     Теперь рассмотрим конструктивные позиции, открывающие путь к дальнейшему развитию. Как Вы уже догадались, обе они основаны на принятии 100% ответственности за полученный результат на самого себя. Этот подход был известен много веков назад, он изложен в восточных философиях, им владели китайские императоры, он был известен и европейцам через внимательное прочтение "Нового завета".
     Полученное "НЕТ" при таком рассмотрении характеризует субъективные взаимоотношения между тем, кто сказал "НЕТ" и Вами или объективное положение вещей, обусловленное физическими законами неживой природы. Здесь стоит оговориться, что объективное положение вещей может существовать только в неживой природе. Все же, что касается живой природы, субъективно по определению и может разрешаться созданием взаимоотношений различного качества. Все, что касается контактов живой и неживой природы — также субъективно и также может быть разрешено с помощью создания того или иного отношения живого к неживому. Итак, третий вариант:

3. Создание взаимоотношений (контактов, друзей, партнеров, личных связей). "Хорошо! Я принимаю Ваше решение. Безусловно, для данной ситуации оно верное. Будем менять ситуацию", "Хорошо! Как мне нужно изменить форму или качество предложения, чтобы Ваше решение изменилось на позитивное?", "Спасибо! Вы уберегли меня от необдуманного поступка!", "Спасибо! Мне не приходило в голову взглянуть на мою задачу с этого ракурса. Я зайду к Вам снова, когда доработаю этот вопрос", "Хорошо! Но хотя бы для какой-то части моего предложения возможно "ДА"?", "Согласен. Действительно мое предложение не своевременное. Как Вы думаете, на какой срок стоит отложить его реализацию?", "Спасибо! Я согласен с Вами! Укажите, пожалуйста на мои ошибки."...
     Все эти иллюстрации ведут к продолжению диалога. Если Вам сказали "НЕТ", то это субъективное "НЕТ" и оно может быть с легкостью изменено на "ДА" при продолжении общения, причем иногда аргументом для этого изменения может служить самый неожиданный фактор. Если же в какой-то момент переговоров, в сердцах, Вам хочется воскликнуть: "С этим человеком (или с этими людьми) договориться НЕВОЗМОЖНО!!! Он дурак, кретин и полный идиот!", попросите его подождать Вас три минуты, выйдите на улицу, глубоко вздохните, пробегите в самом быстром темпе, как только можете вокруг дома или квартала, выпейте стакан холодной воды, или умойтесь ей, разотрите лицо снегом, слепите снежную бабу, помогите застрявшему автомобилисту вытолкнуть свою машину из лужи... и, вернувшись, переформулируйте изначальную фразу в таком виде: "Я НЕ УМЕЮ договариваться с таким типом людей. МНЕ НАДО этому УЧИТЬСЯ, если я хочу развиваться дальше. Я НАЧНУ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к логике его рассуждений, чтобы узнать НОВЫЙ ДЛЯ МЕНЯ ТИП МЫШЛЕНИЯ и обогатить тем самым мой интеллект!"
     Да! Если мы хотим создавать отношения с людьми, нам надо уметь говорить своему ЭГО: "Остановись! ТЫ НЕ ПРАВО!" и научиться не только слушать но и слышать других людей, какой бы сложной или, наоборот, примитивной ни была бы логика их рассуждений. Позиция "Я СУБЪЕКТИВЕН ОТ РОЖДЕНИЯ, А ПО СЕМУ МОГУ БЫТЬ НЕ ПРАВ" открывает возможность не только для создания взаимоотношений, но и для дальнейшего личностного развития. Самое же простое — это скатиться в позиции 1 и 2, разрушить взаимоотношения и поставить крест на своих целях. И очень сложно подчинить свое ЭГО своему же сознанию и начать создавать взаимоотношения с людьми, нарабатывать связи, контакты, друзей и партнеров на таком уровне, чтобы в будущем решать сложнейшие и ответственнейшие вопросы простым коротким телефонным разговором!
     Кто является источником такого подхода в нашем обществе? — Да любой человек, который живет лучше Вас, богаче Вас, успешней Вас, счастливей Вас, радостней Вас, красивей Вас, который достиг в интересующем и важном для Вас вопросе больших результатов, чем Вы. Перестаньте ему завидовать (подчините ЭГО сознанию) и идите у него учиться. Общайтесь с ним, изучайте его, подмечайте как он мыслит, как он поступает, какие принципы исповедует, каким он бывает, какие отношения создает: Особенно обращайте внимание на то, что больше всего в нем раздражает Ваше ЭГО (то, в чем Вам хочется его осуждать). Именно в этом и заложена причина Вашего отставания, именно эти принципы, убеждения и подходы Вам надо у себя менять, именно в этом Вам надо у него учиться!
     Длительное использование такой позиции приводит к обретению легкости общения с любыми людьми, к поднятию уровня собственного достоинства, к увеличению уровня Вашей социальной значимости в обществе, к достижению больших социально значимых результатов, к увеличению объема благодарности общества к Вам. К тому, в конечном счете, что ни у кого язык не повернется сказать Вам "НЕТ"! И будьте уверенными в этих взаимоотношениях, как в себе самом! Люди отплатят Вам тем же. В обществе в целом длительное использование этой позиции приводит к созданию общности людей, к взаимной поддержке, взаимному обучению и взаимному обогащению общества, к формированию мощного среднего класса, развитию экономики, науки, духовности, увеличению эффективности действия демократических механизмов власти, притоку в такое общество иностранных специалистов, капиталов и просто людей, которые хотят хорошо жить.
     И все-таки, несмотря ни на что, Вы получили "НЕТ!". Посмотрите внимательно, в какой позиции Вы находитесь. Если третья позиция Вам не помогает, проанализируйте ситуацию на объективность. "Луну невозможно положить в карман рубашки Вашего пятилетнего сына — это объективно — размер кармана меньше, чем размер Луны", карман и Луна — объекты неживой природы и отношения между ними объективны. Тут ничего не остается, как обратиться к четвертому варианту решения вопроса "Что делать?"

4. Принятие объективной реальности такой, какая она есть. Объективность — это качество неживой природы. Наука всех наук в неживой природе — физика. Любите ее.
     Но не забывайте, что восприятие ситуации и ее интерпретации принадлежат Вам. Вы — субъект и сделали это, разумеется, субъективно! А вдруг Вашему сыну вовсе не надо снимать Луну с неба, а вполне достаточно значка с улыбающимся месяцем, приколотым к тому самому карману, в котором должна быть Луна? — В этом случае мы мгновенно возвращаемся к третьему варианту — надо не только слушать своего сына, но и СЛЫШАТЬ его! А это уже взаимоотношения.
     Вернемся к физике. Любое "НЕТ" в естественных науках — это замечательный предмет для новых исследований. Либо как обойти это "НЕТ", либо как переделать его в "ДА", получив попутно Нобелевскую премию. Посмотрите внимательно, а вдруг то, что вы считали раньше объективно-незыблемым, таит в себе величайшее открытие? Вдруг ваши убеждения ошибочны и казались Вам правильными только потому, что Вашему подсознанию нужно было обязательно сослаться на объективность отказа, чтобы оправдать собственную леность ума? Сомневайтесь, подходите критически к принципам, постулатам, догмам и убеждениям! Крутите себе мозги головоломками! Воспринимайте сказанное Вам "НЕТ", как задание на новое интереснейшее исследование!
     Точно такой же подход можно демонстрировать и в тех ситуациях, когда противоположная сторона занимает откровенно враждебную и закрытую к общению позицию. Если общение невозможно, и при всей Вашей открытости, гибкости, готовности уступать и предпринятых реальных шагах к созданию взаимоотношений противоположная сторона категорически отказывается вступать в переговоры, относитесь к ней как к неживой природе и изучайте ее. Есть ли здесь повод для обиды, противостояния или конфликта? Разумно ли обижаться на то, что скала состоит из гранита и находится здесь, а не там? Стоит ли конфликтовать с ней? — Стоит, наверное, изучить ее свойства, ее рельеф и, опираясь на эти знания, использовать для своей пользы.
     Такой подход во взаимоотношениях описанного типа возможен благодаря тому, что любая закрытая и враждебная позиция, как правило, жестко фиксирована. Жесткая фиксация позиции связана с тем, что "люди агрессии и борьбы" не умея или не желая создавать взаимоотношения, стремятся застолбить свою правоту в законах, указах, постановлениях, инструкциях: активно используя при этом вторую позицию, стремясь при этом окружающих людей поставить в позицию смирения. Они изначально чувствуют ущербность своей позиции и именно поэтому для ее поддержания им нужны ссылки либо на доказательства ее объективности (вот откуда появился термин "объективное мнение", — все равно, что "деревянная железка"), либо на откровенную грубую силу. А тут уж и КГБ, и МВД, и Управление по борьбе с организованной преступностью, и Налоговая полиция, и Прокуратура, и судебные "тройки", и все мало, мало, мало, ... И опять хочется диктатуры... Конечно! Если конфликты не разрешаются в обществе созданием взаимоотношений, а загоняются в души людей, то борьба уже идет не с преступностью, а со всем народом!
     Четвертый подход, например, можно и должно демонстрировать к тем законам нашей страны, которые разработаны и приняты исходя из второй позиции, которые антигуманны, ущемляют права и свободы граждан, направлены против тех или иных социальных групп населения или имеют откровенно грабительский характер. Изучайте их. Становитесь умнее их. Делитесь полученной информацией с другими людьми. Используйте ее на благо себя и окружающих Вас людей. Воспринимайте полученное "НЕТ", как задание на новое интереснейшее исследование! Благодарите тех, кто Вам это "НЕТ" сказал! И благодарность общества к Вам за результаты этих исследований будет огромной!
     Только не забывайте, что законы и принципы неживой природы и человеческого общества взаимно обратны. Прямой перенос того, на чем зиждется физика на взаимоотношения между людьми, приведет Вас к краху.
     В физике противоположные заряды притягиваются — в обществе же притягиваются друг к другу люди одного уровня и одного типа мышления (скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты). Впрочем, притянувшись, они могут между собой как дружить, так и конфликтовать (скажи, каков твой враг и я скажу за что он тебе дан). Люди разного уровня и разных типов мышления в обществе, как правило, не сталкиваются друг с другом, живя, как бы в параллельных мирах. Ведь каждый из нас общается внутри своей социальной группы и предпочитает из нее не выходить потому, что за ее пределами любой человек чувствует себя очень дискомфортно — "не в своей тарелке".
     В физике для того, чтобы подняться можно встать на камни, лежащие у ног, в обществе, унижая людей, которые имеют меньшие результаты, чем у Вас, можно потерять все или получить пулю в висок. А для того, чтобы подняться, надо поднимать окружающих тебя людей — для физики такое нелогично.
     В бизнесе действует тот же принцип — хочешь подняться сам — подними своих конкурентов — да, бизнес — это взаимоотношения в чистом виде. Если же Ваш конкурент начинает демпинговать, желая разорить Вас, он очень сильно рискует потому, что это позиция номер 2, а она разрушает в первую очередь себя самого. Ведь опуская других, ты опускаешься сам. Других много, ты один, они ведь могут договориться между собой (создать взаимоотношения) и "уронить" тебя так, что мало не покажется! Или же изберут более жестокую позицию, — отвергнут тебя в общении, игнорируя впредь все твои попытки с кем бы то ни было его создать — "выдав" тебе этим "волчий билет". Вспомните Каина, Иуду...
     Возможен и иной вариант четвертого подхода.
     Безусловная позиция 100%-ного принятия. "Хорошо! Наверное то, что я обратился к Вам, это мой необдуманный поступок", "Спасибо, что показали мне, что для достижения моей цели мне совсем не надо общаться с Вами", "Что ни делается, — все к лучшему! Уступив Вам в этом, я смогу получить гораздо большее, но совсем в другом месте!", "Спасибо, что Вы позаботились, чтобы я научился обходиться без Вас!", "Спасибо! Поставив мне этот барьер, Вы подняли мою энергию до более высокого уровня и благодаря этому я стал достоин гораздо большего и лучшего!"...
     Рассматривайте достижение Вашего результата, как поход по лабиринту, держась рукой все время за одну стену. Как известно, этот метод не самый быстрый, но заведомо приводит Вас к цели. Если случилось, что Вы зашли в тупик (Вам сказали "НЕТ") продолжайте свое дальнейшее движение, возвращаясь из тупика, но уже вдоль другой стены (зная, что сюда ходить не надо). Мир изначально нейтрален к Вам, возможностей достижения соей цели — тысячи. И вероятность того, что Вас замуровали в лабиринте, без шанса на выход, равна нулю. В самом худшем случае Вы выйдете туда, откуда пришли. Но стоило ли изначально создавать такой лабиринт? Как правило, в "жизненных лабиринтах" бывает гораздо более одного выхода. Просто нужна высокая скорость продвижения, масса энергии, веселая команда друзей и Вам перестанут говорить "НЕТ". А может, Вы просто перестанете обращать внимание на эти мелочи. К сожалению, если у Вас нет своей команды и Вы идете в одиночку, такой метод трудно реализуем в жизни, хотя для прохождения абстрактного лабиринта это безразлично.
     Длительное использование позиции принятия приводит к развитию интеллекта, к обретению быстроты мысли и способности абстрактно мыслить и изобретать, к новым открытиям и обретению философского взгляда на мир. В результате с Вами становится интересно общаться не только на узкоспециальные темы. С Вами просто интересно и приятно находиться рядом. Просто быть, присутствовать, разговаривать, жить. Побольше бы таких людей! Общество в целом, при длительном использовании такой позиции обретает высокий интеллектуальный потенциал. Наука и образование этого общества со временем становятся ведущими в мире.
     И последнее.
     Позиции 1 и 2 являются взаимоисключающими, конфликтующими и переходящими одна в другую через нервные срывы или общественные взрывы, революции. Если человек мечется между двумя этими позициями, то довольно скоро оказывается в психушке. Если общество мечется между этими позициями, то оно тормозит свое развитие и имеет тенденцию к разорению, нищете, обострению социальных противоречий, вырождению, многочисленной (волновой) эмиграции. Причем уезжают из этого общества, как правило, самые лучшие умы, а остаются те, кто не решителен, либо ни на что не способен, либо рассчитывает на новый передел собственности (очередную революцию), либо те, кому это общество просто безразлично. В таком обществе средний класс вырождается и идет расслоение на очень богатых и очень бедных, тем самым еще более обостряя социальные противоречия. Именно в таком обществе возникают ситуации когда "верхи" не могут, а "низы" не хотят.
     Позиции 3 и 4 являются дружественными и взаимодополняющими. Правда, для этого людям, их использующим, надо признать, что в живом и в неживом мире существуют параллельно, дополняя друг друга, две взаимно противоположных философии с четко очерченными границами применения каждой. Обе эти философии хорошо известны, изучены, описаны во многих трудах и исследованиях. И если мы хотим, чтобы наше общество было духовным, и идеи людей реализовывались, нам стоит его строить на философии взаимоотношений, духовности, идеализма. Если мы хотим, чтобы наши исследования материального мира и наука были адекватными реальному окружающему миру, в качестве научного философского подхода познания надо использовать материализм. Отношения между материальным и духовным миром (в том числе производственные) субъективны и также духовны по определению, так что и здесь надо отдать дань идеализму.
     Стоит обратить внимание, что общества, где превалирующей философией был признан идеализм, обеспечили для своих людей гораздо более достойные условия жизни, как, впрочем, и производственные отношения (отношение живого к неживому), уровень развития производства и качество промышленных товаров. В свою очередь, общества, где в качестве превалирующей философии был установлен материализм, обеспечили более глубокие и фундаментальные научные исследования. Так пусть эти философии мирно сосуществуют, но каждая из них знает свое место.
     Овладеть на практике совершенством создания взаимоотношений нужного качества необходимо каждому бизнесмену, каждому руководителю, каждому менеджеру, каждому человеку, желающему быть успешным в жизни. В разделе "Современное образование руководителя" приведены описания и координаты образовательных компаний, где можно получить специальное образование, увеличивающее эффективность коммерческого руководства и позволяющее на практике создать для себя команду приверженных людей для достижения тех целей, которые Вы сами себе ставите.

Успехов Вам!

Сергей Комаров.

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх